Виды шрифта – Шрифт — Википедия

Разновидности шрифтов — Теория — Zen Designer

Каждый, наверно, замечал, что всякий раз при создании нового документа в программах верстки, таких как Adobe InDesign, Illustrator (в MS Word вообще-то тоже, но он не является программой верстки), как правило, устанавливается по умолчанию шрифт размером 12 или 14 пунктов. Каждый, наверно, задавал себе вопрос, а почему так?

Шрифт 12 или 14 пунктов — это титульный шрифт. Он обычно используется для настройки колонтитулов в журналах, для книжных обложек, афиш, плакатов, досок объявлений, для оформления заголовков Web-страниц или для названия некоторых приложений. А еще он ставится таким по умолчанию потому, что каждый новый документ обычно начинается с заголовка.

Шрифты и их разновидности.

Шрифтом является полный набор символов, имеющих один размер и одинаковое начертание. Символы обычно имеют буквенный набор, причем в верхнем и нижнем регистрах, цифры, пунктуацию и специальные символы. Разновидности шрифта — это все размеры и вариации стилей шрифта, например, прямые или курсивные стили с легкой, средней и полужирной плотностью.

На примере буквы «А» представлены разновидности шрифта Helvetica: Light, Light Oblique, Regular, Oblique, Bold и Bold Oblique.

Шрифт с засечками и без.

В самой общей классификации шрифты условно можно разделить на две основные группы: с засечками и рубленные. Засечка — это тонкие поперечные элементы на концах штрихов букв. Шрифты с засечками были первыми шрифтами, разработанными для печати. Засечки помогают нашим глазам быстрее распознать форму символа и по горизонтали прослеживать строку от одного символа к другому через всю страницу, что делает этот шрифт более легким для чтения в отличие от шрифта без засечек.

Термин sans serif (или гротесковый шрифт) означает шрифт без засечек. Обычно гротесковые шрифты имеют насыщенный вид штриха. Поэтому они идеально подходят для титульного шрифта: хорошо выглядят при большом размере и хорошо поддаются графической обработке, такой как скашивание или применение текстурированных границ. Шрифт sans serif с очень широкими штрихами достаточно плотный, поэтому он более подходит, чтобы применять к нему спец эффекты.

Символ «А» в начертании шрифта как sans serif и с засечками Times New Roman.

Классы шрифтов.

Шрифты могут быть сгруппированы в несколько классов: Black, Roman, Slab, Script, Novelry. Шрифт Black напоминает рукописный стиль, который был популярен во время создания Гутенбергом первой печатной машины в 1436 году. Обычно это, так называемый, готический шрифт. Примером Black является шрифт Encient German Gothic. Сейчас эти шрифты, как правило. используются для создания старомодного, формального вида. Множество разработанных гарнитур относятся к римской, Roman, классификации, включая Old Style (например, Calson или Century Old Style, Times New Roman. Шрифты Old Style имеют засечки под углом, в то время как шрифты Modern Roman имеют прямые вертикальные или горизонтальные засечки. Шрифты Slab, также известные как египетские, характеризуются плотными штрихами среднего размера с квадратными засечками (City Bold, Stymie). Шрифт Sans Serif также рассматривают как отдельную классификацию шрифта. Примерами являются шрифты Helvetica, Franklin, Futura.

Шрифт Script изначально был вдохновлен каллиграфией. Шрифты из этой категории, имеющие эффектные широкие и узкие штрихи, в большинстве случаев не подойдут для спецэффектов, потому что многие методы для создания эффектов включают в себя размывание границ или скашивания кромки, что может уничтожить узкие штрихи.

Категория Novelry, или Новинки, объединяет очень разнообразные гарнитуры. Эти шрифты часто используются, чтобы передать эмоциональность (например Stencil). Они идеально подходят для дизайна плакатов.

Символ «А» демонстрирует несколько классов шрифта.

Выбор шрифта.

Вы скорее всего замечали, проезжая мимо рекламных щитов, что один из них было просто прочитать, а другой нет. Причина в том, что более легкий для чтения щит был более разборчивым. Если просто распознать слова, так что вы сможете быстро понять их значение, значит, шрифт является разборчивым. Разумеется, разборчивость шрифта важна не только на рекламных щитах, но и на полосах газет, и в любой другой продукции.

Следует особенно тщательно подбирать шрифт, если вы намереваетесь применять к нему спецэффекты. Если шрифт используется просто как элемент в коллаже, где символы служат только для графических целей и содержание не является столь важным, то требования к гарнитуре не столь жестки. Однако, если создается колонтитул, в котором к шрифту применяется эффект скашивания кромки букв, то необходимо выбрать шрифт с достаточно толстыми штрихами.

Тэг:

zen-designer.ru

Основные группы шрифтов — Записки недизайнера — LiveJournal

Старинный шрифт (старая антиква)
По той причине, что печатные станки печатали только книгу, первые шрифты читались невероятно легко, т.к. они только для этого и были предназначены.
Старинные шрифты выглядят приятно и изящно, являются самыми лучшими для создания читабельного текста большого объёма. Старинные классические шрифты — одни из наиболее «незаметных», т.е. форма не мешает восприятию, обычно в них нет украшательства, которое раздражает глаз.

У старинных шрифтов всегда  есть засечки. Засечки на выносных элементах наклонены и «собраны», т.е. засечки соединяются с основными штрихами скруглениями. Толщина штрихов мягко переходит от толстого к тонкому, как это и происходит при письме остроконечным пером. Если вы проведёте черту через самые тонкие части округлых букв, то эта ось будет наклонена (stress — угол между этой осью и вертикальной осью знака).

Современные шрифты (Переходная и новая антиква)

Современные шрифты придают особое значение структуре и форме, в которых исчезают последние следы шрифта рукописного происхождения.

Шрифты этого типа обладают блеском и элегантностью, но в то же время они имеют суровый и холодный внешний вид. Они не очень читабельны, т.е. это не самый лучший вариант для объёмных текстов, т.к. резкий контраст толстое/тонкое создаёт эффект, называемый «ослепление», что усложнает восприятие.

У современных шрифтов есть засечки, но засечки на всех буквах горизонтальные и очень тонкие, с небольшими закруглениями или без них (в том месте, где соединяются засечки и шрих, нет скругления). Штрихи, создающие форму буквы, резко меняются от толстого к тонкому. Stress отсутствует.

Шрифты с плоскими засечками (slab serif)

Одним из результатов индустриальной революции стало появление рекламы. Сначала дизайнеры шрифтов пытались увеличить толстые штрихи букв современного шрифта, однако из-за чрезвычайно резкого сочетания очень жирных штрихов с очень тонкими текст было практически невозможно читать. Поэтому они сделали толще форму буквы.

У шрифта slab serif тоже есть засечки, они горизонтальные, но толстые. Жирные. Плиты. Штрихи, которые создают форму буквы, едва заметно переходят из толстых в тонкие. В неоторых символах этого перехода может не быть вообще. Stress, если он есть, небольшой. У шрифтов slab serif более чёткий и определёный внешний вид по сравнению со старинными шрифтами.

Эти шрифты ещё называют егиетскими. Кроме того, эти шрифты ещё часто называют Clarendon, потому что Clarendon — самый лучший пример этой категории.

Шрифты без засечек (sans serif)

Под девизом Баухаус «Форма следует за функцией» шрифты были сведены к самой простой и фукциональной форме — гарнитуре Futura. Эта школа оказала большое влияние на дизайнерские представления всего мира.

У шрифта sans serif нет засечек. Помимо этого, штрихи, создающие форму буквы, имеют почти незаметный переход от толстого к тонкому (существует лишь несколько исключений, например шрифт Optima). Sans serif стремится к очень большой высоте-х и хорошо смотрится на странице.

«Расхлябанные» шрифты (fringe type)

Шрифты frige — расхлябанные (которые называют также grunge, garage, deconstructive, edge, lawless  или просто ugly) в основном переконешнные, шизофренические, нарочно изуродованные и трудные для чтения. Но, без сомнения, их легко идентифицировать и отличиь от любых других шрифтов в истории. И многие из них красивы в своём уродстве. И их невероятно весело использовать.

Рукописные шрифты (scripts)

Рукописные и декоративные шрифты появляются неожиданно в каждом периоде истории типографики. Рукописные шрифты, конечно же, существую самых различных видов: старопечатные (как во многих Библиях, переписанных от руки переписчиками), каллиграфические (как в свадебных приглашениях), чертёжные (как на рисунках архитекторов), мультипликационные и т.д. Никто особенно не заботится об идентификации шрифтов этой категории.

Декоративные шрифты

Декоративные шрифты также примечательны — они сделаны из балетных тапочек, или верёвки, или японских пагод, или пыли от стирательной резинки. Декоративные шрифты не предназначаются ни для чего иного, кроме деокрации. Они могут добавить энергию в публикацию, создать определённый образ или подчеркнуть содержание. Если слишком часто их использовать, они могут разрушить дизайн.

Источник: Р. Уильямс «Недизайнерская книга о шрифтах»

Более подробная и аргументированная разбивка шрифтов на группы




Источник: Р. Брингхерст «Основы стиля в типографике»

nata-nedizainer.livejournal.com

18 главных правил классической типографики

Правила типографского набора выдержали проверку столетиями. При соблюдении этих правил вы сможете создавать печатную или веб-продукцию с красивым набором полосы и удобочитаемым текстом.

Правила классической типографики, представленные в этой статье, не являются абсолютными и окончательно установленными. Они собраны и приведены здесь лишь для того, чтобы ознакомить с ними тех, кто хочет научиться создавать красивые и удобные с точки зрения читателя книги, журналы, газеты и другую полиграфическую продукцию, предназначенную для чтения. В следующих номерах журнала мы рассмотрим рекомендации по созданию элементов экспериментальной (экстремальной) типографики.

Но прежде надо понять принципы типографики традиционной, что послужит хорошим базисом для нашего движения вперед.

Правило №1

Для оптимального удобства чтения выбирайте классические шрифты, проверенные временем. Каждый опытный дизайнер и верстальщик имеет постоянно используемый набор таких шрифтов, которые не преподносят «сюрпризов» на выводе. Наверняка в этот комплект входят такие известные гарнитуры, как Academy, Baskerville, Bodoni, Franklin Gothic, Futura, Garamond, Goudy, Helvetica, Petersburg, Times New Roman.

Рис. 1. Образцы шрифтов

Правило №2

Не используйте слишком много шрифтов в одной публикации. Обычно несколько видов шрифтов используют для того, чтобы выделить часть текста из общего текстового массива. Однако слишком большое количество использованных шрифтов превращает страницу в мешанину, и читатель с трудом может определить, какая часть текста более или, наоборот, менее важна. Особенно это относится к использованию декоративных шрифтов в качестве выделения.

Рис. 2. Не стоит использовать большое количество различных гарнитур в одной публикации

Рис. 3. Хорошо зарекомендовал себя метод, при котором используются шрифты, противоположные друг другу. Например, когда для текста используются шрифт с засечками и гротеск для выделения или шрифт с нормальной насыщенностью и полужирный

Правило №3

Избегайте использования в одной публикации шрифтов, слишком похожих по рисунку. Если причина совместного использования шрифтов заключается в создании акцента (выделения), избегайте похожих по рисунку гарнитур. Поскольку они не будут сильно отличаться друг от друга, то это будет выглядеть как ошибка.

Рис. 4. Как видите, цель не достигнута — выделения не видно. Использованы шрифты Tahoma и Arial. Разницу может заметить только профессионал — при очень внимательном рассмотрении. Но мы ведь рассчитываем на обычного читателя, не так ли?

Рис. 5. Достаточно использовать один шрифт и для основного текста, и для выделений, изменяя всего лишь его насыщенность и/или наклон

Правило №4

Использование одних прописных знаков очень затрудняет чтение. Не стоит увлекаться использованием в наборе одних прописных знаков. Дело в том, что верхние и нижние выносные элементы строчных знаков повышают узнаваемость букв, тем самым облегчая чтение.

Рис. 6. Строчные буквы имеют верхние и нижние выносные элементы, что облегчает процесс чтения. Прописные знаки являются более монотонными

Рис. 7. Сравните, насколько трудно читается верхний текст, набранный одними прописными буквами, и насколько удобнее читается текст внизу

Рис. 8. Конечно, в малых количествах, например для набора первых нескольких слов в абзаце, можно использовать только прописные буквы

Правило №5

Используйте такой размер шрифта, который обеспечивает максимальную удобочитаемость для выбранной вами гарнитуры. Эти размеры обычно колеблются от 8 до 12 пунктов для текста, который будет прочитан с расстояния 30-40 сантиметров. При этом не забывайте обращать внимание на междустрочное расстояние.

Рис. 9. Тексты, набранные шрифтом от 8 до 12 пунктов, являются наиболее удобочитаемыми. Данный образец набран шрифтом Georgia Regular

Рис. 10. Сравните, как воспринимаются тексты, набранные шрифтами Times New Roman (вверху), Book Antiqua (в середине) и Garamond (внизу) одного размера

Правило №6

Избегайте использовать шрифты слишком разных размерам и насыщенности в одной публикации. Обычно достаточно шрифта одной гарнитуры с разницей в два пункта для набора основного текста и заголовка. Также часто бывает достаточно использовать один шрифт в начертаниях Normal и Bold для выполнения необходимых вам выделений.

Рис. 11. Использование шрифта одного размера и насыщенности для основного текста и заголовка, разделенных пробелом

Рис. 12. Использование одного шрифта с различной насыщенностью и разницей в два пункта между основным текстом и заголовком создает достаточно сильный контраст, мешающий пониманию структуры публикации

Рис. 13. Использование шрифтов размерам и насыщенности придает тексту бессистемный и неразборчивый характер

Правило №7

Избегайте применять слишком темные или слишком светлые шрифты. Принцип «золотой середины» в данном случае полностью себя оправдывает.

Рис. 14. Жирный контрастный шрифт не придает тексту особой привлекательности и не повышает удобочитаемость

Правило №8

Используйте шрифты средней ширины. Избегайте шрифты типа Condensed или Expanded. Не искажайте текст, чтобы сделать его шире или уже, растягивая или сжимая его, — этим вы препятствуете нормальному процессу чтения.

Рис. 15. Использование шрифта типа Condensed и Expanded

Рис. 16. Использование шрифта с механически измененной шириной символов

Правило №9

Текст должен создавать ровную непрерывную текстуру. Соблюдайте правильные межсловные и межбуквенные расстояния.

Рис. 17. Сверху вниз: нормальный набор; набор с увеличенным межбуквенным расстоянием; набор с уменьшенным межбуквенным расстоянием; набор с увеличенным межсловным расстоянием

Правило №10

Используйте соответствующую длину строки. И слишком большая, и слишком короткая длина строки затрудняет процесс чтения. Если длина строки слишком большая, процесс чтения становится скучным и утомительным. Чтение же чрезмерно коротких строк создает эффект «рубленого» чтения, что утомляет и раздражает читателя.

Правило №11

Соблюдайте правильные междустрочные расстояния. Строки со слишком маленьким пространством между ними замедляют процесс чтения, поскольку глазу трудно «ухватить» начало следующей строки (рис. 18).

Рис. 18. Сверху вниз: текст с узким, нормальным и широким междустрочным расстоянием

Правило №12

Для оптимального удобства чтения используйте флаговый набор с выключкой влево. В некоторых ситуациях оправданна выключка в край, когда в жертву приносится постоянство межсловных пробелов (рис. 19).

Рис. 19. Четыре способа выравнивания текста

Правило №13

Обозначайте начало абзаца. Два наиболее употребимых способа обозначения начала абзаца: отступом и включением дополнительного пространства между параграфами. Для первой строки текста после заголовка необходимости в отступе нет.

Рис. 20. Абзац, обозначенный отступом

Рис. 21. Другие методы обозначения начала абзаца

Правило №14

Не допускайте висячих строк. Висячая строка — это неполная концевая строка, приходящаяся на верхнюю границу колонки, или начальная строка, попадающая в самый низ колонки. Обычно устраняется путем вгонки и выгонки за счет межсловных пробелов или объединения двух-трех абзацев в один.

Правило №15

Делайте выделения в тексте, не мешающие потоку чтения. Не переусердствуйте: минимум выделений обеспечит максимальные результаты.

Рис. 22. Сверху вниз: способы выделения информации в основном тексте: применение курсивного и капительного начертаний; подчеркивание; цвет; использование другой гарнитуры, изменение насыщенности

Правило №16

Не нарушайте целостность рисунка шрифта. Правильно разработанный шрифт не содержит случайных пропорций и деталей. Если вам необходим более узкий или более широкий шрифт, используйте специально разработанные версии этого шрифта, такие как Condensed и Extended.

Рис. 23. Нарушение рисунка шрифта

Правило №17

Не нарушайте принцип выравнивания букв и слов по базовой линии. Поскольку шрифты разрабатываются с учетом базовой линии для оптимальной читабельности, любое отклонение от этой нормы очень сомнительно.

Рис. 24. Примеры нарушения правила 17

Правило №18

Со шрифтами и цветом следите, чтобы имел место достаточный контраст между текстом и фоном. Слишком малый контраст в цвете, насыщенности или комбинация этих показателей могут существенно снизить уровень читабельности.

Рис. 25. Черный текст на белом фоне — признанное классическое сочетание. Белый текст на черном фоне — сочетание, менее удобное для чтения

Рис. 26. Сравните цветовые комбинации в правой и левой колонках. Очевидно, что больший контраст между текстом и фоном, на котором он расположен, положительно влияет на читаемость

Источник: i-type.ru

infogra.ru

процесс выбора шрифта / Цифровые Экосистемы corporate blog / Habr

Один из самых ценных навыков, которые может освоить дизайнер — это умение подбирать шрифты. Это объясняется тем, что текст является одним из основных способов коммуникации дизайнера с пользователем. Типографика имеет решающее значение для дизайна.
Типографика — вещь сложная и красивая. Некоторые посвящают работе с ней всю свою карьеру. К счастью для нас, они подробно описывают свой опыт, поэтому к нашим услугам имеется целая куча онлайн-ресурсов на тему типографики.

Эта статья замышлялась как небольшое введение для тех, кто хочет научиться правильно подбирать шрифты для дизайна. Она подтолкнёт вас к тому, чтобы расширять набор шрифтов и их сочетаний, которые вы используете в макетах, не ограничиваясь хорошо знакомыми вариантами.

Определите свою цель

Прежде всего, определите цель, которую преследует ваш дизайн. Какую информацию вы хотите передать? В каком формате?

В хороших дизайнах типографика соответствует поставленной цели. Это важно, потому что именно шрифты помогают создать определённое настроение, задают тон и стиль дизайна.

Если вы делаете, скажем, поздравительную открытку с большим количеством иллюстраций, выбирайте шрифт, который будет с сочетаться с тем стилем, в котором они выполнены. Шрифт должен гармонировать с остальными составляющими дизайна.

Если же вы проектируете вебсайт с акцентом на изображениях, выбирайте простой шрифт, который не будет отвлекать от них внимание пользователя. Используйте шрифт как способ подчеркнуть информацию, которую хотите донести.

Очертите свою аудиторию

Определившись с целью дизайна, решите, для какой аудитории вы его делаете. Этот шаг имеет огромное значение, так так сведенья о пользователях (возрасте, интересах, культурном фоне) могут оказывать влияние на решения, которые вы будете принимать при подборе шрифтов.

Например, некоторые шрифты больше подходят для младшего возраста. Детям, которые только учатся читать, нужны очень разборчивые шрифты с чёткими контурами букв. Хорошая иллюстрация к этому — Sassoon Primary. Sassoon Primary — проект Rosemary Sassoon, в основе которого лежат её исследования на тему того, какие шрифты детям проще всего считывать.

Другие шрифты более уместны для пожилых людей. Их, как правило, отличает крупный размер букв, выраженная контрастность, отсутствие прописи и декоративных элементов.

При выборе шрифта учитывайте особенности и потребности своей целевой аудитории. Говоря проще, ставьте себя на их место.

Ищите вдохновение

Посмотрите на работы других дизайнеров. Попытайтесь понять, чем они руководствовались, принимая решение использовать именно эти шрифты.

Вдохновение: шрифты

За свежими идеями насчет шрифтов можете обратиться к The 100 Best Free Fonts от CreativeBloq — это отличный источник, который придаст вам нужный настрой. В своей статье CreativeBloq объясняет логику, которой они следовали при выборе каждого из шрифтов.

Другой полезный ресурс — 100 Greatest Free Fonts Collection for 2015 от Awwwards.

Кроме того, Invision составил целый огромный репозиторий с ресурсами по типографике. Там вы найдёте массу источников для вдохновения.

Если хотите вдохновиться примером реальных веб-страниц, советую заглянуть на Typ.io. На сайте собрана коллекция источников с интересными решениями со всей Сети. Вдобавок для каждого сэмпла сайт отображает CSS-параметры шрифта под текстом.

Кроме специализированных сайтов, можете посетить свои любимые страницы и посмотреть, что используют там. Здесь вам пригодится инструмент WhatTheFont — расширение для Chrome, которое отображает информацию о шрифте, когда наведешь мышку на текст.

Вдохновение: сочетания

Помимо самих шрифтов, поизучайте разные варианты их сочетания — это не менее важно. Правильные сочетания помогают сформировать зрительную иерархию и сделать дизайн более простым для восприятия.

Первый источник для вдохновения, который стоит посетить, — это Typewolf. На Typewolf собраны примеры интересных сочетаний с разных сайтов. Также они предлагают рекомендации по подбору шрифтов и углублённые руководства по типографике. Для тех, кто работает с шрифтами, это настоящий клад.

FontPair — еще один ресурс о том, как лучше выбирать сочетания, предназначенный конкретно для работы с Google Fonts. На ресурсе предусмотрена возможность сортировки по сочетаниям стилей (например, sans-serif и serif или serif и serif).

И наконец, в Сети полно наборов готовых сочетаний от профессиональных дизайнеров. Скажем, Typography: Google Fonts Combinations или Typography: Google Fonts Combinations Volume 2. Просто вбейте запрос «font pairing» на Behance, Dribble и других подобных сайтах.

Выберите шрифт

Теперь, когда вы теоретически подкованы и запаслись вдохновением, можно приступить к выбору. В процессе отбора помните о трёх принципах: читабельность, разборчивость, цель.

Выбирайте шрифты, которые имеют классический вид и легки для восприятия. Откажитесь от вычурных шрифтов в пользу простых и практичных. И принимайте во внимание назначение того или иного шрифта: какие-то из них, допустим, больше подходят для заголовков, чем для основного текста.

Соответсвенно, прежде чем выбирать шрифт, продумайте, с какой целью будете его использовать.

Что касается сочетаний шрифтов, не делайте их слишком сложными — ограничьтесь тремя разными типами, не больше. Кроме того, подбирайте контрастирующие шрифты. Это поможет направить взгляд пользователя: сначала к заголовку, затем к основному тексту. Также создавать визуальный контраст можно при помощи разных размеров, цветов и начертаний.

Для веб-шрифтов можно использовать Google Fonts, Typekit, и Font Squirrel. На Google Fonts всё бесплатно, Typekit и Font Squirrel предлагают платные и бесплатные варианты.

Задайте размер

Теперь, когда вы определились с сочетанием, следующий шаг — выставить размеры. Для этого есть замечательный инструмент Modular Scale работы Tim Brown, главного специалиста по типографики в компании Adobe. Modular Scale — это система, определяющая соотношения, которые, как показывает история, наиболее приятны для глаза, и выстраивающая шкалу размеров текста на основании этих соотношений.

Предположим, вы выбрали шкалу на базе золотого сечения. Вот пять первых значений, которые рассчитает для вас система:

Golden Ratio (1:1.618)
1.000 x 1.618 = 1.618
1.618 x 1.618 = 2.618
2.618 x 1.618 = 4.236
4.236 x 1.618 = 6.854
6.854 x 1.618 = 11.089

Одна из проблем, с который вы можете столкнуться — это то, что с какие-то соотношения слишком велики. Смотрите, что получается, если продолжать со шкалой на базе золотого сечения:

Golden Ratio (1:1.618)

11.089 x 1.618 = 17.942
17.942 x 1.618 = 29.03
29.030 x 1.618 = 46.971
46.971 x 1.618 = 75.999
75.999 x 1.618 = 122.966

Как видите, разница между значениями становится слишком большой. Для большинства интерфейса нужны интервалы поменьше. Но это не страшно: на Modular Scale представлено большое разнообразие шкал — из геометрии, природы, музыки.

Minor Second 15:16
Major Second 8:9
Minor Third 5:6
Major Third 4:5

Поэтому вместо золотого сечения вы можете использовать другое соотношение, которое даст меньшие интервалы, например, Perfect Fourth.

Perfect Fourth (3:4)

9.969 x 1.333 = 13.288
13.288 x 1.333 = 17.713
17.713 x 1.333 = 23.612
23.612 x 1.333 = 31.475
31.475 x 1.333 = 41.956
41.956 x 1.333 = 55.927

Выбрав подходящую шкалу, можете надёргать размеров для разных типов шрифтов из вашего списка и округлить их до целых чисел.

Font Sizes
Header 1: 55px
Header 2: 42px
Header 3: 31px
Header 4: 24px
Header 5: 14px
Body: 17px
Caption: 14px

Метод Modular Scale предполагает расчет размер шрифтов с математической точностью, однако это всего лишь ориентир. Используйте его, чтобы получить примерные размеры, а потом подкорректируйте их на глаз.

Создайте библиотеку стилей для шрифтов

Остался последний шаг: создать библиотеку стилей, чтобы шрифты выглядели идентично во всех макетах.

В программах типа Sketch есть возможность создавать общие стили текста, чтобы быстро вставлять текст с уже заданными параметрами из таблицы стилей.

Именно на этом этапе вы должны окончательно определиться с цветами, начертаниями и размерами. Кстати о цветах: выбирайте их с оглядкой на общую палитру. Цвета текста должны гармонично с ней сочетаться.

Обязательно включите в библиотеку стилей следующее: типы шрифтов, цвета, размеры и образцы. Таблица стилей от Google’s Material Design typography— хороший пример того, как её составлять. Также как пособия можно использовать библиотеки стилей от Mailchimp, Apple, и Focus Labs.

Типографика — это область экспериментов, искусство и наука в одном флаконе. Я призываю вас выйти из зоны комфорта и активно исследовать все возможности.

habr.com

Виды шрифтов

Задумывая новый сайт или создавая макет буклета, дизайнерам приходится просматривать огромное количество имеющихся шрифтов, а в том случае, если подходящего в наличии не оказывается – искать и заказывать в других источниках. Для того чтобы облегчить эту задачу и не создавать лишних сложностей была разработана классификация, объединившая различные виды шрифтов. При этом по происхождению были выделены три большие группы: готические, славянские и современные шрифты, которые в свою очередь также подразделяются на целый ряд отдельных классов, объединивших сходные по внешнему виду.

В группу классических шрифтов входят: текстура – простые острые символы, фрактура – острые символы с ломаными очертаниями, швабахер – округлые символы с ломаными очертаниями, куррент – курсив готический, и ротунда – округлые символы, которые в ряде случаев считают переходным звеном к антикве. Славянская группа также вобрала в себя несколько отдельных классов, различающихся внешним видом и написанием символов. В этой группе выделяются вязь – сближение или соединение букв в орнамент, глаголица – пример консонантно-вокалического письма, похожего на клинопись, полуустав – небольшие округлые символы, скоропись – округлые каллиграфические символы с обилием росчерков, и устав – угловатые символы с четким геометрическим рисунком. 

На основе этих двух больших групп в настоящее время создана группа, получившая название современные шрифты. В ней можно отметить антикву – шрифт с засечками на основе книжного рукописного написания, болгарицу – стилизация кириллицы под латинский шрифт, брусковый шрифт – прямоугольные символы без скруглений. но с большими засечками, гротеск – рубленный шрифт без засечек, моноширинный шрифт – все символы и площадки между ними одинаковой ширины, и рукописный шрифт – имитация рукописного письма различными инструментами. Все известные на данный момент виды шрифтов, используемых как в веб-дизайне при создании различных интернет-проектов, так и при оформлении компьютерных макетов различной печатной продукции, основаны в рамках группы современных шрифтов и входят в ее различные классы.

www.xfont.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ.

Рисунок шрифта (а современные гарнитуры, которыми мы пользуемся – это тиражируемые рисованные шрифты) отражает особенности культуры и искусства того времени, когда он был создан. «Им присущи определенные стилевые признаки, которые в разных гарнитурах имеют разные значения».

Известный искусствовед Юрий Герчук писал: «Всякий шрифт — есть художественная интерпретация алфавита. Сам алфавит в принципе неизменен. В то же время шрифт, материализующий для конкретного практического использования эту идеальную систему знаков, постоянно, хотя и не всегда быстро, развивается». Задача художника шрифта – не ломать графему знака, а трансформировать ее в соответствии с художественными задачами. Все время помнить, что трансформации ограниченны и происходят в неизменных рамках алфавита. «Каждый знак в нем имеет пределы возможных трансформаций, за которыми он перестает быть узнаваемым». То есть нарушается принцип удобочитаемости.

«Искусство шрифта – есть искусство вариаций, оттенков, искусства «чуть-чуть»…».

На примере Антиквы можно рассмотреть совокупность признаков, определяющих понятность буквы, ее отличие от других, то есть то, что называется графемой знака.

В рисунке буквы различают следующие элементы:

1. Основной и соединительные штрихи.

2. Засечки (нижние и верхние окончания основных и соединительных штрихов).

3.Наплыв (максимальные утолщения в основных круглых штрихах).

4. Нижние и верхние выносные элементы (части буквы, выходящие за нижнюю или верхнюю линию шрифта).

К основным графическим признакам шрифта относятся:

1. Характер контура буквы (округлый или прямолинейный).

2. Плотность штриха.

3. Контраст между штрихами (отношение между основным и соединительным штрихом).

4. Наличие и форма засечек.

5. Внутрибуквенный просвет.

7. Межбуквенный пробел.

По начертанию, то есть наклону и характеру очка, его ширине и насыщенности, шрифты делятся на три группы:

По наклону и характеру очка – на прямые, курсивные и наклонные.

По ширине очка – на нормальные, узкие, широкие.

По насыщенности – на светлые, полужирные, жирные.

Шрифты одного и того же начертания различаются по размерам кегля (кегль – это расстояние между верхней и нижней стенкой литеры, измеряемое в типографских пунктах).

Шрифты одного рисунка, разные по кеглю и начертанию, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой.

Каждая гарнитура шрифта имеет свое название, например, «академическая», «бодони», «литературная», «таймс». «На выразительность шрифта влияет его пропорциональный и ритмический строй. Узкое или широкое начертание, высокое или низкое положение средней линии, длине элементов, выходящих за пределы строки, наконец, выравненность или контрастность знаков в строке по их ширине – все это может создавать определенную характерность шрифта».

Для будущего художника или начинающего тайп-дизайнера все вышесказанное может показаться очень скучным, имеющим мало общего с настоящим искусством. Однако без знания основных графических законов построения буквы невозможно стать серьезным художником, для которого выразительность и удобочитаемость шрифта являются основным критерием при оценке его труда. Альберт Капр в своей книге “Эстетика искусства шрифта» утверждает, что “Решающую роль в облегчении и ускорении чтения играют «очертания фиксируемого глазом слова или группы букв». Поэтому следует тщательно выверять соотношения верхних и нижних выносных элементов и средних линий (букв с перекрещиванием средних линий — типа Х).

Существенное значение для общего эстетического впечатления и читабельности имеет оптимальное соотношение букв с одними лишь средними линиями и букв с верхними и нижними выносными элементами, а также с прописными буквами.

«Приятное эстетическое впечатление помогает чтению, и наоборот, все то, что помогает чтению, представляется нам приятным”.

Важнейшими графическими признаками шрифта являются наиболее простые для наблюдения признаки: контрастность шрифта, наличие или отсутствие засечек и их форма.

К первой группе (а) — относятся шрифты с умеренной контрастностью. Плавный переход от основного штриха к соединительному штриху определяется приблизительно соотношением 3:1. Шрифты этой группы сложились еще в античном мире и усовершенствованы в эпоху Возрождения. Сейчас они имеют широкое применение в издательской практике.

Русский шрифт на основе антиквы итальянского мастера 16 века Д.Ф.Креши

К

Дж. Бодони Новая антиква1818г.

о второй группе (б) — относятся шрифты с резко выраженной контрастностью, отношение основного штриха к соединительному штриху – примерно 5:1. Засечки не имеют закруглений в углах или эти закругления почти не заметны. Гарнитуры этой группы – «Дидо» (Франция), «Бодони» (Италия) – сложились в конце XVIII – начале XIX века. В России эти гарнитуры появились раньше – в середине XVIII века в типографии Академии Наук на графической основе шрифтов, применявшихся в гравюре на.металле. К этой группе шрифтов относятся гарнитуры: «обыкновенная», «обыкновенная новая», «елизаветинская»

К третьей группе (в) — относятся шрифты с малой контрастностью, примерное отношение основного штриха к соединительному 2:1. Засечки по форме близки к прямоугольнику. Эти шрифты, возникшие в конце XIX века, — удобочитаемы и соответствуют требованиям современной многотиражной печати. Характерным примером этого шрифта является «академическая» гарнитура.

В

Итальянский шрифт

начале XIX века с развитием литографии и периодической печати появились броские шрифты с очень малой контрастностью или почти полным ее отсутствием – с засечками прямоугольной формы, которые по толщине равны или почти равны основным штрихам. Гарнитуры этих шрифтов, получивших название «египетских», относятся к четвертой группе (г). К этой же группе принадлежит гарнитура «реклама». Современные латинские образцы шрифтов четвертой группы: «мемфис» и «бэтон», созданные в Германии, получили распространение в первой трети XX века.

Египетский шрифт

Рубленые шрифты, получившие название «гротеск», относятся к пятой группе. Они характерны почти полным отсутствием контрастности и отсутствием засечек. Эти шрифты получили распространение в XIX веке и первоначально использовались главным образом в рекламных объявлениях. Наиболее характерные гарнитуры – «журнальная рубленая», «футура», «гельветика».

И, наконец, в шестую группу включены шрифты, которые не могут быть отнесены в другие группы по указанным выше графическим признакам. К этим шрифтам относятся «имитационные» шрифты, рисунок которых имитирует различные виды письма — кисть, перо, пишущая машинка, — а также удивительные по пластике и красоте шрифты «модерна».

Необходимо упомянуть о влиянии рисунка шрифта на степень деформации букв при изготовлении печатных форм, а также в процессе печатания. Несмотря на высокий технический уровень современного полиграфического оборудования, следует об этом помнить. Большей деформации подвержены контрастные шрифты, мелкие и наиболее тонкие детали рисунка буквы, а также просветы в буквах (б, м, в, е, а), или острые углы засечек, которые в процессе могут заливаться краской.

Влияет на деформацию и кегль шрифта: чем меньше кегль, тем больше искажения буквы.

На основе сделанных исследований существует ряд рекомендаций выбора наборных шрифтов для печатной продукции.

Рисунок букв шрифта должен:

Быть максимально выраженным и раскрытым особенно в знаках, сложных по построению, с узкими просветами, например, строчные «е», «а», прописные и строчные: «В/в», «Я/я», «Щ/щ», «Ц/ц».

Не иметь слишком тонких линий в соединительных штрихах и засечках.

Иметь короткие засечки с достаточным просветом между ними.

Не иметь острых углов в стыках засечек.

Не иметь узких просветов (например, в букве «М») и мелких деталей, которые близко прилегают к штрихам.

Выбор гарнитуры шрифта может определять «экономичность шрифта»: ширина букв гарнитуры, которая при широком очке дает возможность набора текста шрифтом меньшего кегля. Меньший по ширине алфавит позволяет поместить на том же листе бумаги большее количество знаков и тем самым уменьшить объем издания или поверхность рекламного щита, увеличить поля.

6

studfile.net

классификация шрифтов — это… Что такое классификация шрифтов?

 

    В настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, поэтому любая схема отражает личное мнение ее составителей. Наша классификация — не исключение; не удивляйтесь, если обнаружите, что она отличается от тех классификационных таблиц, которые дают другие источники.

    Классификация шрифтов ParaType основана на классическом подходе, совмещающем морфологические, функциональные и исторические аспекты. Поэтому разделы «Антиква» (морфологическая характеристика), «Акцидентные» (функциональная характеристика) и «Старославянские» (историческая характеристика) располагаются на одном уровне. Такой подход не совсем научен, однако для пользователей шрифтов он является традиционным и привычным.

 

Антиква

    Антиквенные шрифты. Это шрифты с засечками. Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII в.в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.

Антиква старого стиля (Ренессансная)

    Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов. Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.

Переходная антиква

    Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. Антиква барокко и современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы.

Антиква нового стиля (Классицистическая)

    Эти шрифты появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.

Шрифты в латинском стиле

    Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.

Брусковая антиква

    Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон. Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

 

Гротески или Рубленые шрифты

    Шрифты без засечек. Называются также рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески

    Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески

    Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Геометрические гротески

    Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические гротески

    Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Антиква-гротеск

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Другие шрифты без засечек

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

Акцидентные и декоративные шрифты

    К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт [optical art — оптическое искусство], контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

Исторические стили

    Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

Декоративные

    Сюда относятся декоративные шрифты, предназначенные для акциденции, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративности. Кроме того, сюда относятся специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящихся к другим группам классификации.

Машинописные и моноширинные шрифты

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.

Компьютерные и экранные шрифты

    Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.

Экспериментальные шрифты

    Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» шрифты и др.

 

Рукописные и каллиграфические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).

Ширококонечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером. Получили распространение с конца XIX века, когда английский художник и каллиграф Эдуард Джонстон (Edward Johnston) возродил средневековую технику письма ширококонечным пером, на основе которой был выработан почерк итальянских гуманистов, легший в основу печатной антиквы.

Остроконечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо остроконечным стальным пером. Получили распространение с XVIII века в Англии после изобретения гравюры на металле и литографской печати, поэтому также называются «английская каллиграфия». Первоначально контрастный связный почерк с нажимами, росчерками и тонкими волосными штрихами, затем появились полусвязные и несвязные варианты. До середины ХХ века этому почерку в России обучали в начальной школе.

Кисть

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо мягкой кистью. Существует множество связных и несвязных вариантов, обычно контрастных.

Монолинейные рукописные шрифты

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо инструментом без нажима, например, круглоконечное перо, жесткая кисть, карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д. Существует множество связных и несвязных вариантов.

Имитации почерка

    Акцидентные шрифты, имитирующие почерк конкретного человека, в том числе знаменитых писателей, художников, рок-звезд или других деятелей.

 

Готические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Текстура

    Хронологически первый вид готического письма (с XIII века) и первый наборный шрифт Гутенберга (середина XV века). Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. Строчные узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы короткие. Прописные достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных.

Швабахер

    Промежуточные между текстурой и ротундой формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии швабахер (швабское письмо), известны с XV века. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и бастарда. Строчные относительно широкие с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. Прописные обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов.

Ротунда, или круглоготическое письмо

    Вид готического письма, появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами. Строчные часто разноширинные – узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре, с большим количеством круглых элементов.

Фрактура

    Вид готического письма, появившийся в Германии в начале XVI века и широко применявшийся до середины ХХ века. Строчные узкие с двумя изломами, относительно крупные, множество каллиграфических форм с росчерками и завитками. Круглые строчные обычно имеют с одной стороны вертикальный штрих с двумя изломами, а с другой криволинейный штрих с одним изломом. Верхние выносные элементы часто имеют раздвоенный конец, нижние выносные элементы острые. Прописные широкие и очень сложные по форме, с большим количеством круглых элементов, каллиграфических росчерков, точек и завитков.

Унциал

    Шрифты, основанные на рукописном унциале. Этот почерк впервые появился в Риме в V веке и получил широкое распространение в раннем средневековье по всей Западной Европе, включая Англию и Ирландию. Начиная с Х века, применялся в торжественных случаях как вид прописного письма в комбинации сначала с каролингским минускулом, а затем с разными видами готических почерков. Декоративные формы унциала, применявшиеся как прописные для заголовков и инициалов в средневековых рукописях и печатных изданиях, назывались ломбардские версалы, поскольку появились в северной Италии (Ломбардии) в XI веке. Прописные знаки широких пропорций, часто с заменой части вертикальных штрихов дугами и кривыми. Для позднего унциала характерны также значительный контраст, тонкие острые засечки, а также многочисленные каллиграфические окончания и росчерки.

Другие готические шрифты

    Другие шрифты и их варианты, основанные на готических почерках и наборных шрифтах, а также их поздние акцидентные и декоративные стилизации.

 

Старославянские шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV-XVI века повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Устав

    Ранняя форма кириллического письма, известная с XI века. Крупный медленный торжественный маюскульный шрифт. Имеет почти квадратные пропорции, значительный контраст, основные штрихи вертикальные с небольшими засечками, длинные выносные элементы. Прямые буквы достаточно широкие, а круглые узкие, остроконечные с двойным изломом. Строчные отсутствуют. Поздние формы устава (XIV-XV века) имеют более угловатые формы, а сам почерк становится менее разноширинным и более мелким. Начинают применяться сокращения, лигатуры и надстрочные знаки.

Полуустав

    Более скорописная форма устава, известная с XIV века. На основе рукописного полуустава в XV-XVI веках были разработаны первые наборные кириллические шрифты, форма которых с небольшими изменениями сохранилась в употреблении до сегодняшнего времени. В полууставе начинают применяться прописные и строчные буквы. Знаки более мелкие и узкие, менее контрастные, основные штрихи слегка изогнутые, много лигатур, сокращений и надстрочных знаков. В строчных практически отсутствуют засечки, очко мелкое, длинные выносные элементы. Прописные крупные и узкие, в наборных шрифтах, как правило, стоят ниже линии шрифта строчных.

Скоропись

    Более быстрый почерк, появившийся в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур.

Вязь

    Рукописная вязь – декоративное письмо для книжных заголовков. Появилась в византийской книге в XI веке, в русской книге с конца XIV века, но расцвета достигла на Руси в XVI веке. Один из основных приемов построения вязи – мачтовая лигатура, когда соседние вертикальные штрихи расположенных рядом букв сливаются в один штрих. Часто соседние буквы помещаются одна над другой и связываются общим штрихом, также меньшая буква помещается внутри большей, в результате буквы сливаются в непрерывную орнаментальную ленту. Вязь с трудом поддается переработке в наборную форму из-за общего лигатурного характера.

Варианты старославянских шрифтов

    Поздние акцидентные и декоративные стилизации на основе исторических форм старославянских шрифтов.

 

Неалфавитные и символьные шрифты

    К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).

Наука и техника

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора научных и специальных изданий по различным отраслям человеческой деятельности.

Работа и отдых

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора журнальной и газетной рекламы, журнальных и газетных иллюстраций, путеводителей, справочников и популярных изданий.

Клавиатурные символы

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора клавиатурных схем.

Орнаменты и бордюры

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора орнаментов, рамок, бордюров, тангиров, виньеток и других наборных украшений.

Политипажи

    Комплекты изображений предметов, существ, растений, животных, пейзажей, ситуаций и т.д.

Другие неалфавитные шрифты

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

• • •

 

Шрифтовая терминология. 2013.

type_therminology.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *