В каких случаях ставится точка с запятой: Когда ставится точка с запятой в предложении?

Содержание

Когда ставится точка с запятой в предложении?

Такой знак препинания, как точка с запятой, достаточно часто можно встретить в русском языке, особенно в длинных и сложных предложениях, содержащих обороты и конструкции.

Как правило, при произношении вслух подобных предложений в месте постановки точки с запятой выдерживается пауза. Такой знак препинания ставится в том случае, если нужно интонационно отделить части предложения друг от друга и обозначить завершение какой-то определённой мысли.

Точка с запятой — правила

В сложных предложениях постановка точки с запятой зависит от нескольких условий: такие предложения должны быть в достаточной степени распространены, содержать вводные слова и конструкции, причастные и деепричастные обороты, а также большое количество запятых.

Простые предложения, как правило, по смыслу не связаны друг с другом.  

Точка с запятой в сложносочиненных предложениях

Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится в следующих случаях:

1 Если между простыми предложениями в составе сложного не стоят союзы (бессоюзное сложное предложение). Такие предложения не зависят друг от друга и в достаточной степени распространены, отличаясь большим количеством запятых.

Рыжий кот сладко дремал на подоконнике, залитом солнечным светом; красные бутоны ещё не распустившихся цветов будто весело приветствовали всех, кто смотрел в их сторону.

2 Между простыми предложениями, которые также не зависят друг от друга и связаны при помощи союзов:

При этом в своём составе каждое из них достаточно распространено и имеет много запятых.

Нам нужно было ехать сегодня к друзьям, которые живут в другом районе; однако, отложив этот визит на следующие выходные, мы, надев рюкзаки и взяв палатки, направились в поход в горы, которые гордо возвышались за чертой нашего города.

3 Если простые предложения в составе сложного связаны союзами «и», «да». В таких предложениях точка с запятой ставится в том случае, если без указанных союзов стояла бы точка.

Стоял тёплый летний день, солнечные зайчики то и дело прыгали по стенам от проезжавших мимо машин; и ребята резвились на детской площадке, радуясь лету и вдыхая свежий сосновый воздух.

Точка с запятой в сложноподчиненных предложениях

В сложноподчинённых предложениях точка с запятой ставится, когда выполняются три условия:

  • придаточные предложения достаточно распространены;
  • между ними отсутствуют сочинительные союзы;
  • они подчинены одному и тому же главному предложению.

Вера Николаевна, мама Николая, сказала ему, чтобы он сходил за продуктами в магазин, который находится в их доме; чтобы вынес мусор, собрав в своей комнате все бумажки и огрызки; чтобы до восьми вечера выполнил все домашние задания.

Если такие придаточные в своём составе содержат более мелкие придаточные предложения, то это знак о том, что нужно ставить точку с запятой:

Вера Николаевна, мама Николая, сказала ему, чтобы он сходил за продуктами в магазин, который находится в их доме, потому что завтра приедут гости; чтобы вынес мусор, собрав в своей комнате все бумажки и огрызки; чтобы до восьми вечера выполнил все домашние задания, так как учебный года подходит к концу, а плохие оценки нужно исправлять.

Точка с запятой между распространенными однородными членами

Ставится точка с запятой и в том случае, если есть перечисление однородных членов предложения, в особенности, если они (хотя бы один из них) имеют зависимые слова:

Она знала: ей нужно идти к своей цели, несмотря на все трудности и неприятности; воспитывать сына, дав ему хорошее образование

; помогать своей престарелой матери.

Указание границ между предложениями

Если несколько предложений в составе одного сложного нужно по смыслу объединить в группы, то между этими группами в целях определения их границ целесообразно ставить точку с запятой. Это могут быть и не зависимые друг от друга предложения, и придаточные с одним главным.

Люди на площади завороженно смотрели концерт в живом исполнении любимых музыкантов, дети ели сахарную вату и пили сладкие напитки; вокруг площади дежурили патрули полицейских машин, охраняющие правопорядок на празднике, и бригады скорой помощи; город был полностью погружён в атмосферу праздника.

Природу нужно беречь, потому что из-за небрежного отношения к ней страдает животный мир, нарушается функционирование экосистем

; потому что от массовой вырубки лесов загрязняется воздух, людям катастрофически не хватает кислорода; потому что в результате добычи полезных ископаемых нарушается целостность литосферы, что приводит к землетрясениям, цунами, наводнениям.

Оформление списков

Точка с запятой незаменима и при перечислении рубрик в перечне. Ее постановка в этом случае подчиняется правилу: рубрики не должны быть самостоятельными предложениями и должны быть в достаточной степени осложнены, должны присутствовать запятые:

Бюджеты в государстве бывают нескольких уровней:

1. местный, который пополняется от налогов и пошлин одного муниципального образования (например, города);

2. областной, который пополняется от налогов и пошлин одного субъекта федерации (например, области) и входящих в него муниципальных образований

;

3. федеральный, который пополняется от налогов и пошлин всех субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований.

Тест

Где ставится точка с запятой

По сути своей этот знак препинания очень близок обычной точке. Он тоже часто указывает на завершенность, но не целого предложения, а только его отдельной части. Точка с запятой, как правило, ставятся в сложносочиненных предложениях, части которых не только распространены, но и осложнены такими элементами, как вводные слова, причастные или деепричастные обороты.

Случаи, когда целесообразно ставить точку с запятой:

1. Данный знак препинания используется в сложносочиненных предложениях, если для связи их частей не употреблялись союзы, тем более, если эти части внутри себя уже имеют много знаков препинания (обычно запятых). Например:

— Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз; они выделялись яркими пятнами.

— По дороге все чаще и чаще стали попадаться елочки, казалось, что они давят на другую растительность, поглощая ее; травы становилось все меньше, а потом она и вовсе пропала.

2. Знак препинания «;» ставится между независимыми друг от друга предикативными частями в том случае, если они объединены в одно сложное предложение, и связаны между собой:

а). Союзами «но», «однако», «все же», «тем не менее» и подобными им, особенно если эти части сильно распространены и уже имеют внутри себя запятые, например:

— Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.

Примечание. Данный знак препинания ставится перед союзом «а» только в том случае, если соединяемые им части предложения достаточно распространены, осложнены, и внутри них уже используются другие знаки препинания (обычно запятые):

Мне показалось, что он дрожит от страха, и как будто даже всхлипывает, коротко втягивая воздух; а, надо тут заметить, чтобы вы знали, мой брат совсем не из трусливых.

В таких случаях, предикативные части, присоединяемые союзами «и», «да» по своей сути являются присоединительными.

б). Союзами «и», «да» (= «и»), но только в том случае, если бы без этих союзов части сложного предложения были бы полноценными отдельными предложениями, например:

— Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы; и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

3. Точка с запятой ставится между однородными членами предложения, если они сильно распространены, осложнены и особенно, уже имеют внутри себя запятые. Например:

— По сторонам дороги в Санкт-Петербург мелькали: одинокие, серые домики, освещенные изнутри тусклым светом; собачьи будки, такие же хмурые и одинокие; скрюченные деревья с вороньими гнездами на них.

— Я была довольна всем: и новым, шикарным домом со множеством комнат; и большой конюшней рядом ним, услаждавшей мой слух лошадиным ржанием; и огромным садом в английском стиле, со множеством зеленых лабиринтов и тихих беседок.

4. Точка с запятой ставится между придаточными частями сложноподчиненного предложения, если все они относятся к одной главной части, не связаны сочинительными союзами. Особенно, если эти части в свою очередь внутри себя имеют тоже придаточные предложения. Например:

— О чем же мечтала моя дочь? О том, что она станет принцессой; что всегда будет солнечно и ярко; что все вокруг будут любить ее и восхищаться ею.

5. Точка с запятой ставится между группами частей предложения в сложносочиненном предложении, или между группами придаточных частей сложноподчиненного предложения, относящихся к одной главной части. Делается это с целью показать границы между соединенными по смыслу группами частей предложения и отдельными частями предложения. Например:

— В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (Герцен)

6. И, наконец, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если эти рубрики не являются самостоятельными и относятся к одному предложению. Особенно, если они уже распространены или осложнены. Например:

— Такой способ работы заставил его исполнять следующие правила:

1) вставать не позже шести часов утра;

2) каждый день писать не менее шести строк;

3) Не пытаться работать позже шести часов вечера.

Урок 41. запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении — Русский язык — 9 класс

Урок в 9 классе по теме:
«Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока — комбинированный
Цели урока:
познакомиться с особенностями бессоюзных сложных предложений;
научиться устанавливать смысловые и интонационные отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях;
выяснить случаи постановки запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении.

Личностные УУД.
Работать самостоятельно и
демонстрировать результат деятельности.
Познавательные УУД.


Находить необходимую информацию.
Структурировать знания.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова с точки зрения его морфемного состава.
Коммуникативные УУД.
Развивать навык грамотной речи.
Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирова¬ния, контроля и самооценки действия.

1. Постановка проблемы
Мотивационный модуль.
Выполнение заданий мотивационного модуля. Осуществляют постановку проблемы – определяющего вопроса, ответ на который дадут в конце урока.

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль
Смотрят обучающий видео-ролик, выполняют интерактивное задание.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются факты, события, явления со значением одновременности или последовательности. В этом случае части сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу, а после запятой можно поставить союз И.

Например,
Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, из-за туч показалось солнышко.
В этом БСП отдельные части – простые предложения – тесно связны между собой по смыслу со значением последовательности. Поэтому между частями этого сложного предложения ставится запятая.
Точка с запятой ставится между частями БСП если
• эти части значительно отдалены по смыслу или
• значительно распространены и внутри них уже имеются знаки препинания или
• осложнены и внутри них уже имеются знаки препинания
Например,
Уже светало; дождик перестал, тучи расходились.
В этом БСП отдельные части отдалены друг от друга по смыслу, поэтому между ними ставится точка с запятой.
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
В этом БСП его отдельные части осложнены обособленными обстоятельствами и содержат запятые, поэтому между этими частями ставится точка с запятой.

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой.

Например;
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).
В этом СБП можно выделить 2 смысловые части: первая — Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали – состоит из двух простых предложений; вторая — отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса – состоит из трех простых предложений. В каждой из этих частей отделены предложения связаны между собой по смыслу и отделяются друг от друга запятыми. Две смысловые части, наоборот, значительно отдалены по смыслу – между ними ставится точка с запятой.

3. Закрепление нового материала. Тренировочный модульВыполняют интерактивные задания тренировочного модуля

4. Контрольный модуль.Выполнение интерактивных заданий контрольного модуля.

5. Литература:
1. Д.Э Розенталь. Русский язык. – М, 1988. – М., 2009
2. Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб. Русский язык. Орфография. Пунктуация. —
3. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 класс. – М., 2014
4. https://www.youtube.com/watch?v=8SVL_9Z2vUo

Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

В данной статье:

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

Знаки препинания ставятся

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире,
4) запятой и тире.

Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.

Сравните:

Когда дверь открылась1, /девочки тут же замолчали2.

Схема: (когда…)1, […]2.
(Главная часть 2 находится после придаточной 1.)

Девочки1,  /когда дверь открылась2, /тут же замолчали1.

Схема: […, (когда…)2, …]1
(Придаточная часть 2 находится внутри главной1.)

1. Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами.

Он мечтал1, /чтобы все были счастливы2.

Схема: […]1, чтобы (…)2.

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами1; / если бы я не стремилась не обижать людей2;/ если бы не выбирала средств, идя к цели3;/ то я была бы не я4.

Схема: (если бы…)1; (если бы…)2; (если бы…)3; [то…]4 .

3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной:

Когда есть любовь 1/– праздник в душе2.

Схема: (когда…)1 – […]2.
(Придаточная часть1 находится перед главной2.)

4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

Когда на улице непогода1,/ когда свирепствует сильный ветер2,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь3, -/ остаться дома – уже большое счастье4.

Схема: (когда…)1, (когда…)2, (когда…)3, — […]4
(Главная часть4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3.) 

 

§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

Она не могла понять1, /что написано в инструкции2,/ как ей следовать3, /как всё сделать правильно и не ошибиться4.

Схема: […]1, (что…)2, (как…)3, (как…)4.

Понять1, / что написано в инструкции2,/ как ей следовать3,/ как всё сделать правильно и не ошибиться4,/ она не могла1.

Схема: […, (что…)2, (как…)3, (как…)4, …]1
(Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части1.)

2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

  • перед союзом (нейтральный вариант оформления), например: 

    Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать.

    (нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)
  • перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например:

    Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

    (слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)

 

§3. Случаи, когда запятая не ставится

Знаки препинания не ставятся:

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3.

Схема: […]1, (что…)2 и (как …)3.

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например:

Он позвонил нам 1/ не когда все страсти улеглись2,/ а когда скандал только-только начал разгораться3.

Схема: […] 1(не когда…)2, (а когда…)3.

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например:

Он позвонит нам 1/либо когда объявят посадку в самолёт2,/ либо когда они уже доберутся до места3.

Схема: […]1 (либо когда …)2, (либо когда…)3

4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например:

Он обиделся на нас, но не сказал 1/почему2.

Схема: […]1 (почему)2.

Примечание:

Запятая не ставится перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры:

Я никак не мог понять чем бы мне заняться.
Мне было о чём подумать.
Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Когда ставится точка с запятой в предложении: особенности и правила пунктуации

Когда ставится точка с запятой в предложении? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Русская грамматика и считается одной из сложнейших как раз из-за подобных правил. В этой статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос и рассмотрим все возможные варианты постановки в предложении этого пунктуационного знака.

Точка с запятой: правила

Такой знак препинания ставится между двумя или несколькими независимыми предложениями, которые между собой объединены в одно без вспомогательных союзов. При этом вероятность постановки точки запятой возрастает, если эти предложения распространенные и внутри имеют запятые.

Примеры:

«Тем временем чай был выпит; уже давно запряжённые лошади продрогли на морозе; месяц блекло мерцал на западе и готовился погрузиться в мрачные тучи, сидящие на далеких горах, как куски разорванного занавеса».

«Вокруг все застыло в осеннем сне; через сереющую мглу едва виднеются под горами широкие поля; они рассечены Волгой, перекинулись чрез неё и растаяли в тумане».

Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях?

Сложносочиненными (ССП) называют предложения, связанные между собой с помощью сочинительной связи. Части, из которых состоят такие предложения, считаются равноправными, то есть независящими друг от друга.

Итак, мы выяснили, какие предложения называют сложносочиненными. Но в каких случаях нужно ставить точку с запятой? Итак, этот знак препинания уместен в следующих случаях.

Во-первых, если независимые предложения, входящие в состав ССП, соединены союзами «однако», «но», «тем не менее», «все же» и пр.

Примеры:

«Была у меня только голубая краска; но, несмотря на этот факт, я задумал изобразить осеннюю охоту».

«Казалось бы, ей совершенно незачем было ездить к нему, и сам он был не очень рад ей; однако ж приезжала она и жила у него целыми неделями, а иногда и намного более».

Обратите внимание! Перед союзом «а» наш знак препинания ставится только в том случае, если предложения, которые он объединяет, имеют внутри несколько запятых и значительно распространены.

Пример:

«Мне показалось, что он начал плакать; а ведь надо вам сообщить, что Витька был упрямейший мальчишка, и, бывало, нипочем у него не выбьешь слез, даже когда был он и помладше».

Во-вторых, если бы между предложениями, входящими в состав ССП, можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «да» (в знач. «и») и «и».

Пример:

«Она читала книгу, думая о том, что читала, приостанавливаясь, чтобы выслушать Нину Аркадьевну, которая болтала без устали; и вместе с тем разнообразные картинки будущей совместной жизни и хозяйства без какой-либо связи представлялись внутреннему взору ее».

Предложения с распространенными однородными членами

Теперь поговорим о том, когда ставится точка с запятой в предложении с распространенными однородными членами. Обычно такие знаки препинания ставятся, когда однородные члены внутри себя имеют одну или несколько запятых.

Пример:

«В темноте смутно представлялись все те же неясные очертания предметов: в отдалении иссиня-черная стена, такие же пятна на ней; возле меня самого — круп коня, который, помахивая хвостом, широко открывал рот; спина коня в белой черкеске, на которой виднелась беловатая головка пистолета в самодельной кобуре и раскачивалась винтовка в темном чехле; огонёк папиросы, освещающий рыжеватые усы, бобровый воротник и руку в кожаной перчатке». (Л. Н. Толстой).

«Люди были здесь из станиц и из хуторов и города, задержанные по подозрению в том, что они были советскими работниками, партизанами, коммунистами, комсомольцами; люди, словом или поступком оскорбившие немецкие мундиры; люди, скрывшие свои еврейские корни; люди, арестованные за то, что у них не было документов, и просто потому, что они люди». (А. А. Фадеев).

Сложноподчиненные предложения

Еще когда ставится точка с запятой в предложении? Данный знак препинания расставляется между придаточными (распространенными), если их не связывает союз, и они подчинены одному главному. Это правило становится обязательным, если внутри придаточных предложений есть другие придаточные.

Пример:

«Разница в том, что, вместо насильной воли, объединявшей их в школе, они самостоятельно кинули матерей и отцов и бежали из отчих своих домов; что были здесь и те, у которых моталась уже веревка около шеи и которые, вместо мрачной смерти, увидели настоящую жизнь, и жизнь во всем своем разнузданном разгуле; что были здесь те, которые, по давнему и благородному обычаю, не могли в кармане своем удержать копейки». (Н. В. Гоголь).

Указание границ между предложениями

Продолжаем описывать случаи, когда ставится точка с запятой в предложении. Если смысловая составляющая требует, чтобы читатель точно увидел границу между группой предложений и отдельными предложениями, точка с запятой ставится между:

  • несколькими независимыми предложениями;
  • несколькими придаточными предложениями, относящимися к единому главному.

Пример:

«В том саду было огромное множество ворон, их гнезда покрывали вершины деревьев, они кружили вокруг них и громко каркали; иногда, особенно в вечернее время, они взлетали целыми сотнями, поднимая других и шумя; иногда какая-нибудь из них перелетит наскоро с одного дерева на другое, и все снова затихнет». (А. И. Герцен).

Перечисления

Мы рассмотрели, в каких предложениях ставится точка с запятой, теперь поговорим о перечислениях.

Наш знак препинания ставится после рубрик перечисления. Но только если эти рубрики не могут выступать самостоятельными предложениями, но в то же время достаточно распространены, и внутри них уже поставлены какие-либо другие знаки препинания.

Пример:

«Из-за такого использования мин к ним были предъявлены следующие требования:

  • чтобы случайно оторвавшаяся и свободно плавающая на поверхности воды мина не смогла нанести вред проплывающему мимо нее судну;
  • чтобы в момент установки заграждений мины не всплывали, указывая таким образом врагу места заграждения;
  • увеличение безопасности при установке мин (Академик Крылов).

Таким образом, точка с запятой может ставиться как в сложных предложениях, так и при перечислении чего-либо.

Как правильно написать список (перечень): знаки препинания, заглавные буквы

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.

Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.

10 фактов о знаках препинания

Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении».

Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. Расскажем обо всех. 

1. Точка

«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».

Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки.  Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.

В темные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке  слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком (።).

2. Запятая

Заявили запятые:
«Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».

Истинная правда: запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать». 

3. Точка с запятой

«Если нет над нами точки,
Запятая –  знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

«Тётя» точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: ее придумал и ввел в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочиненных предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном сложном или сложносочиненном предложении, если в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашел куда дальше русского: в нем точка с запятой играет роль вопросительного знака.

4. Двоеточие

Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».

«Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  Мелетия Смотрицкого.  До середины XIX  века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причем даже в середине слова:  к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki.

 

5. Многоточие

«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»

Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках, Александр Генис дорожным знаком, указывающим на перекресток текста с пустотой. Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Как и букву «ё», многоточие популяризировал Карамзин: наверное, имел пристрастие к точкам, где бы они ни были поставлены…

6. Восклицательный знак

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: «Ставить его – писал он, – это все равно, что смеяться над собственной шуткой».

7. Вопросительный знак

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю,  – ответил шут.  – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задает дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное «?».

8. Тире

Сомерсет Моэм писал о тире, что в нем есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или четкими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращенной русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал тире неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

9. Кавычки

Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в  письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: ученые обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утенок или гусенок. Считают, что они попали к нам еще в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать ученый Константин Философ. Сейчас французские «елочки» и немецкие «лапки» употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».

10. Скобки

«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учености». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

Использование точки с запятой — The Writing Center — UW – Madison

Точка с запятой помогает связать тесно связанные идеи, когда требуется знак стиля, более сильный, чем запятая. Эффективно используя точки с запятой, вы можете сделать свое письмо более сложным.

Правила использования точки с запятой

  • Точка с запятой чаще всего используется для соединения (в одном предложении) двух независимых предложений, которые мысленно тесно связаны. Когда точка с запятой используется для соединения двух или более идей (частей) в предложении, этим идеям присваивается равное положение или ранг.

    Некоторые люди пишут с помощью текстового процессора; другие пишут ручкой или карандашом.

  • Используйте точку с запятой между двумя независимыми предложениями, которые связаны конъюнктивными наречиями или переходными фразами.

    Как бы они ни писали, люди могут принимать собственные решения; в результате многие люди клянутся своими методами письма.

  • Используйте точку с запятой между элементами в списке или серии, если какой-либо из элементов содержит запятые.

    Есть два основных способа писать: ручкой или карандашом, что недорого и легко доступно; или с помощью компьютера и принтера, что дороже, но быстро и аккуратно.

  • Используйте точку с запятой между независимыми предложениями, соединенными координирующим соединением, если предложения уже разделены запятыми или если предложения длинные.

    Некоторые люди пишут с помощью текстового редактора, планшета или даже телефона; но другие по разным причинам предпочитают писать ручкой или карандашом.

Избегайте использования запятой, когда требуется точка с запятой:

Неправильно: Корова коричневая, тоже старая.
Правильно: Корова коричневая; он тоже старый.

Что здесь происходит? Обе части предложения являются независимыми предложениями, и следует использовать запятые , а не для соединения независимых предложений, если нет координирующего союза. Эта ошибка известна как соединение запятой .

Неправильно: Я люблю коров, но ненавижу их запах.
Правильно: Я люблю коров; однако я ненавижу их запах.

Что здесь происходит? Конъюнктивное наречие , однако, сигнализирует о связи между двумя независимыми предложениями, а запятые , а не следует использовать для соединения независимых предложений, если нет координирующего союза.

Неправильно: Я люблю коров: они дают нам молоко, которое имеет приятный вкус, они дают нам говядину, которая также имеет приятный вкус, и они дают нам кожу, из которой делают обувь и пальто.
Правильно: Я люблю коров: они дают нам молоко приятное на вкус; нам дают говядину, которая тоже вкусная; и они дают нам кожу, из которой делают обувь и пальто.

Что здесь происходит? Неясно, что это за три элемента списка, поскольку они разделены запятыми.

Неправильно: Коровы, хотя их бычье величие пошло на убыль в последние тысячелетия, по-прежнему являются одним из величайших видов на этой планете, одомашненные, но гордые, они молча жуют, пока мы, люди, шумно проезжаем мимо.
Правильно: Коровы, хотя их бычье величие пошло на убыль в последние тысячелетия, по-прежнему остаются одним из величайших видов на этой планете; одомашненные, но гордые, они молча размышляют, пока мы, люди, шумно проходим мимо.

Что здесь происходит? Неясно, где заканчивается первое независимое предложение и начинается второе независимое предложение.

Избегайте использования точки с запятой, когда требуется запятая:

Неправильно: Из-за запаха коров; они меня обижают.
Правильно: Из-за запаха коров они меня обижают.

Что здесь происходит? Первая часть не является независимым предложением, поэтому точка с запятой не требуется.

Точка с запятой | Примеры и правила точки с запятой

Не случайно точка с запятой — это точка над запятой. Как и запятые, точки с запятой обозначают звуковую паузу — немного длиннее запятой, но меньше точки.

Точка с запятой имеет и другие функции.Но сначала сделаю предостережение: избегайте распространенной ошибки использования точки с запятой вместо двоеточия (см. Двоеточия).

Неправильно: У меня одна цель; найти ее.
Правильно: У меня одна цель: найти ее.

Правило 1а. Точка с запятой может заменить точку, если автор хочет сократить разрыв между двумя тесно связанными предложениями.

Примеры:
Позвоните мне завтра; тогда ты можешь дать мне ответ.
Мы выплатили свои взносы; мы ожидаем всех льгот, перечисленных в контракте.

Правило 1b. Избегайте точки с запятой, если зависимое предложение стоит перед независимым предложением.

Неправильно: Хотя пробовали; они потерпели неудачу.
Правильно: Хотя они пытались, у них ничего не вышло.

Правило 2. Используйте точку с запятой перед такими словами и терминами, как , а именно, следовательно, то есть, например, например, например, и т. Д., Когда они вводят полное предложение. Также желательно использовать запятую после этих слов и терминов.

Пример: Принесите любые два предмета; однако спальных мешков и палаток не хватает.

Правило 3. Используйте точку с запятой для разделения единиц ряда, если одна или несколько единиц содержат запятые.

Неправильно: На конференцию съехались люди, приехавшие из Москвы, Айдахо, Спрингфилда, Калифорнии, Аламо, Теннесси и других мест.

Обратите внимание, что с одними запятыми это предложение безнадежно.

Правильно: На конференции присутствуют люди, приехавшие из Москвы, Айдахо; Спрингфилд, Калифорния; Аламо, Теннесси; и в других местах. (Обратите внимание на конечную точку с запятой, а не на запятую после Tennessee .)

Правило 4. Точка с запятой может использоваться между независимыми предложениями, соединенными соединителем, например, и, но, или, ни, и т. Д., Когда одна или несколько запятых появляются в первом предложении.

Пример: Когда я закончу здесь, а скоро буду, я буду рад вам помочь; и это обещание я сдержу.

Правило 5. Не используйте заглавные буквы после точки с запятой.

Неправильно: Я здесь; Вы там.
Правильно: Я здесь; ты там.

Простое руководство по использованию точки с запятой

Это не совсем запятая и не совсем точка.

И, несмотря на свой внешний вид, он работает совсем не так, как его сосед, толстая кишка.

Но для тех, кто не торопится изучать его причуды, точка с запятой — это знак препинания, не имеющий себе равных по универсальности; При правильном использовании это может сделать вашу прозу более профессиональной (если немного понтификатировать).

Ладно, хватит об этом. А если серьезно: как и вы вообще используете точку с запятой (;)? И когда вы точно НЕ должны его использовать?

Прочтите, чтобы изучить все тонкости этого уникального небольшого грамматического нюанса и изучить несколько примеров использования точки с запятой.

Как раз и навсегда использовать точку с запятой

Точку с запятой можно использовать в четырех случаях. Мы рассмотрим каждый из них и приведем примеры.

Вот когда следует использовать точку с запятой:

  1. Связать тесно связанные независимые статьи
  2. Для разделения двух независимых придаточных предложений, соединенных переходной фразой или конъюнктивным наречием
  3. Для разделения двух независимых предложений, которые связаны координирующим соединением, если эти предложения очень длинные или уже разделены запятыми
  4. Для разделения позиций в серийном списке, который уже содержит запятые

В большинстве случаев точка с запятой используется для связывания двух тесно связанных независимых предложений.

То есть два утверждения по обе стороны от точки с запятой могут полностью быть собственными предложениями, но точка с запятой указывает на то, что они, по сути, являются частью одной и той же идеи. Первые три варианта использования точки с запятой на самом деле являются всего лишь вариациями этого метода, который обрабатывает точку с запятой как своего рода промежуточный знак препинания между точкой и запятой.

В последнем варианте использования точка с запятой используется для разделения элементов в списке, потому что эти элементы уже были заполнены запятыми, что может привести к нечеткости без использования другого знака препинания.

Чтобы проиллюстрировать эти варианты использования, я придумываю несколько примеров с точкой с запятой, которые относятся к одной из моих любимых тем на земле: сыр. Вот как должны выглядеть предложения при правильном использовании точек с запятой.

1. Связывание тесно связанных независимых статей

Джейми очень любит сыр; это может быть ее любимая еда на Земле.

Как видите, эти два утверждения могут легко стоять сами по себе с точкой между ними. Но использование точки с запятой усиливает близость между двумя идеями.В конце концов, они по сути говорят одно и то же.

2. Связывание независимых предложений, разделенных переходной фразой или конъюнктивным наречием

Джейми очень любит сыр; на самом деле, это может быть ее любимая еда на Земле.

Переходная фраза «фактически» была добавлена ​​ко второму независимому предложению, но эти два оператора все еще могут быть соединены точкой с запятой.

3. Связывание независимых предложений, соединенных координирующим союзом для ясности или краткости

Джейми очень любит сыры всех сортов, в том числе мягкие сорта Bries и твердые чеддеры; но другие любители сыра иногда придерживаются одного сорта.

Первое независимое предложение в этом наборе уже имеет запятую, что сделает использование второй запятой для разделения предложений немного менее понятным.

Благодаря использованию точки с запятой предложение становится ясным, а также дает читателю небольшую передышку — точка с запятой обеспечивает более жесткую остановку, чем запятая, поэтому ваш читатель может понять всю идею, не отвлекаясь.

4. Разделение позиций в серийном списке

Список любимых сыров Джейми очень разнообразен: мягкий, липкий Bries; твердые, острые чеддеры; и всевозможные промежуточные варианты, такие как гауда из козьего молока.

В этом предложении серийный список включает предметы, которые уже помечены запятыми («мягкий, липкий Bries» и «твердый, острый чеддер»). Таким образом, точка с запятой используется, чтобы сделать отдельные элементы списка более различимыми.

Однако в этом предложении есть двоеточие (:), что подводит нас к другому важному моменту.

Двоеточие и точка с запятой: в чем разница?

Многие авторы путают точку с запятой с похожей на нее, но очень по-другому употребляемой двоюродной сестрой, двоеточием.

В то время как точка с запятой имеет запятую внизу, двоеточие имеет две вертикально выровненные точки и чаще всего используется для введения списка. (Это то, что он делает в глупом примере предложения выше.)

Однако двоеточие также может использоваться между независимыми предложениями, что может привести к некоторой путанице. Но вот большая разница: когда вы используете двоеточие перед вторым независимым предложением, оно должно объяснять или вводить первое независимое предложение… точно так же, как в этом предложении.

Если , а не , использовать точку с запятой

Хороший момент, чтобы не использовать точку с запятой: когда вместо нее нужно двоеточие. (Видите, что я там делал? Хорошо, я остановлюсь. Может быть.)

Еще одна распространенная ошибка связана не с чрезмерным использованием точки с запятой, а с ее недостаточным использованием. Слишком часто авторы, которые только учатся вносить правки, используют запятую, когда им действительно нужна точка с запятой в полном объеме.

Например, если вы пытаетесь связать два независимых предложения без использования конъюнкции , вам понадобится точка с запятой.Связывание их с помощью запятой вместо этого является распространенной ошибкой, известной как сращивание запятой, пример которой показан ниже:

НЕПРАВИЛЬНО (соединение запятой): Сыр вкусный, к тому же богат кальцием.

ПРАВИЛЬНО: Сыр вкусный; он также богат кальцием.

Однако также можно использовать точку с запятой вместо запятой, чтобы отделить зависимое предложение от независимого. Пример:

НЕПРАВИЛЬНО: Так как сыр вкусный и питательный; с таким же успехом можно съесть это.

ПРАВИЛЬНО: Так как сыр вкусный и питательный, вы можете его съесть.

Первое предложение зависит от второго, что означает, что точка с запятой обеспечивает слишком большую паузу между двумя идеями.

Зачем нужна точка с запятой?

Ну, для начала, если вы фанат грамматики, как и многие из нас, писателей, которым небезразличны правила грамматики и инструменты грамматики, то просто старое развлечение — добавить что-то новое в смесь, не говоря уже о том, чтобы сделать что-то столь необходимое. разнообразие, когда вы работаете над более длинным произведением.

Правильное использование точки с запятой может сделать вашу работу более сложной и дать вам возможность поиграть с новыми структурами предложений и длинами предложений.

Но на самом деле, если вы читаете этот пост в блоге, вам, вероятно, не нужно много убеждений. Когда дело доходит до того, чтобы иметь еще один инструмент, который нужно освоить и добавить в свой рабочий ящик, реальный вопрос: почему бы и нет? 😉

И да, подмигивающий смайлик — это правильное использование точки с запятой — по крайней мере, в нашей книге.

Этот пост содержит партнерские ссылки.Это означает, что если вы совершаете покупку по нашим ссылкам, вы поддерживаете Write Life — и мы благодарим вас за это!

Это обновленная версия ранее опубликованного рассказа. Мы обновляем наши сообщения как можно чаще, чтобы они были полезны нашим читателям.

Фото через AnnaStills / Shutterstock

Использование точки с запятой — Пунктуация — Ресурсы для письма — Центр письма

Точка с запятой часто используется неправильно в повседневном письме, поэтому вот список из трех простых правил, которые охватывают подавляющее большинство проблем, которые мы видим здесь, в Центре письма IUP.

Как обычно, если у вас возникнут вопросы, позвоните нам или отправьте электронное письмо.

Правило

Используйте точку с запятой между тесно связанными независимыми предложениями, которые не соединены координирующим союзом. Это правило означает, что точка с запятой используется между двумя полными предложениями, которые еще не связаны такими словами, как и, но, or, nor, for, so, пока.

Пример

Например, эти два предложения —

  • Не люблю шоколад.Мороженое — моя любимая еда.

можно переписать так —

  • Не люблю шоколад; Мороженое — моя любимая еда.

Точка с запятой здесь работает, потому что предложения тесно связаны по значению и не соединяются координирующим союзом.

Правило

Используйте точку с запятой между независимыми предложениями, которые связаны по значению с переходным словом. Это правило означает, что писатель может использовать точку с запятой между двумя полными предложениями, которые соединены словами перехода, такими как , однако, тем временем, следующим, аналогично, например, дополнительно, в заключении, и т. Д.За этим переходным словом часто ставится запятая.

Пример

Например, эти два предложения —

  • Не люблю ездить на автобусе. Однако я катаюсь на нем, когда навещаю сестру.

можно переписать так —

  • Не люблю ездить на автобусе; однако я катаюсь на нем, когда навещаю сестру.

Точка с запятой здесь работает, потому что предложения тесно связаны по значению. Обратите внимание, что использовать запятую вместо точки с запятой неправильно.

Правило

Используйте точку с запятой между элементами в серии, содержащей внутреннюю пунктуацию. Другими словами, если у вас есть серия, основные группы или список, то вместо того, чтобы каждый раз использовать запятую, используйте точку с запятой.

Пример

Например, посмотрите на этот пример —

  • Классические научно-фантастические саги: Star Trek с мистером Споком и его большими заостренными ушами, Battlestar Galactica с его рейдерами Сайлонов и Star Wars с Ханом Соло, Люком Скайуокером и Дартом Вейдером.

Это предложение можно также записать так —

  • Классические научно-фантастические саги: Звездный путь с мистером Споком и его большими заостренными ушами; Battlestar Galactica с его сайлонскими налетчиками; и Звездные войны с Ханом Соло, Люком Скайуокером и Дартом Вейдером.

Точки с запятой здесь важны, потому что они разъясняют группировки в предложении. Вставляя точки с запятой между каждым основным разрывом, писатель помогает читателю увидеть, где заканчивается одна основная группа и где начинается следующая.

Информация на этой странице собрана Крисом Бранчти, Карен Гейст и Келли Джин Норрис.
Он был адаптирован из: Hacker, D. (1998).
Справочник писателя 4-е издание. Бедфорд / ул. Мартина.

Как правильно использовать точку с запятой

Точка с запятой может использоваться для соединения двух тесно связанных независимых предложений (частей предложения, которые также могут стоять как отдельные предложения).

У меня сегодня утром сломалась машина; сейчас его ремонтируют в гараже механика.

Точка с запятой также используется для разделения элементов списка, содержащих внутренние знаки препинания, такие как запятые и тире.

Фильм снимался во многих потрясающих местах, в том числе в замке в Гейдельберге, Германия; Великая мечеть, также известная как Мескита, в Кордове, Испания; и причудливая деревня в Ундредале, Норвегия.

Точка с запятой часто описывается как знак препинания, который сильнее запятой и слабее точки, но он не взаимозаменяем с другими знаками препинания.

Соединительные независимые статьи

Независимое предложение — это группа слов с подлежащим и глаголом, которая сама по себе может быть законченным предложением. Точка с запятой отмечает разрыв между двумя независимыми предложениями, сигнализируя о тесной связи между ними.

Майкл Фелпс — самый титулованный олимпиец всех времен; у него 28 медалей, 23 из которых золотые.

Самый простой способ проверить грамматически правильную точку с запятой — это попробовать заменить ее точкой.

Майкл Фелпс — самый титулованный олимпиец всех времен. На его счету 28 медалей, 23 из которых золотые.

Предложение будет одинаково грамматически правильным, если разделить его на два предложения. Поскольку эти два предложения передают тесно связанный контент, точка с запятой является подходящим выбором для их связывания.

Разделение предметов в сложные списки

Элементы в списке обычно разделяются запятыми.

Шпионы будут путешествовать по суше, воздуху и морю.

Наш праздничный маршрут в Лондоне включает прогулку по каналу, несколько мюзиклов в театре и изысканный ужин в ресторане.

Однако, если сами элементы содержат запятые (или другие знаки препинания, например тире), для их разделения используются точки с запятой вместо запятых. Это помогает читателям отслеживать разделение сложных элементов в списке.

Шпионы будут путешествовать по суше в вагонах товарных поездов; морем, в тайных отсеках для контрабанды торговых судов; и по воздуху, в образе стюардов и стюардесс.

Наш туристический маршрут в Лондоне включает долгую неторопливую прогулку по каналу; просмотр мюзиклов Король Лев , Книга Мормона и Злой ; и побаловать себя изысканной едой в ресторане.

Получение отзывов о языке, структуре и макете

Профессиональные редакторы корректируют и редактируют вашу статью, уделяя особое внимание:

  • Академический стиль
  • Расплывчатые предложения
  • Грамматика
  • Согласованность стиля

См. Пример

Распространенные ошибки, связанные с точкой с запятой

Точку с запятой часто путают с другими знаками препинания.Обратите внимание на то, где вы их поставили, и помните, что точки с запятой не заменяются запятыми или двоеточиями.

Точка с запятой, где должна стоять запятая

Важно отметить, что точка с запятой — это не просто «усиленная» версия запятой. У них разные грамматические функции, и их взаимозаменяемость часто приводит к ошибкам.

  • Журнал даже не рассматривал бы статью без правильно оформленного списка литературы; чего у него не было.
  • Журнал даже не рассматривал бы статью без правильно оформленного списка литературы, которого у него не было.

Помните, что точка с запятой соединяет два независимых предложения, которые могут быть самостоятельными полными предложениями. В приведенном выше примере зависимое предложение «которого у него не было» не может образовывать полное предложение само по себе, поэтому оно должно быть присоединено к основному предложению с помощью запятой.

Запятая, где должна стоять точка с запятой

Связанная ошибка — использование запятой вместо точки с запятой для соединения независимых предложений. Это создает ошибку, называемую соединением запятой.

  • Профессор в настоящее время находится в творческом отпуске, она в Италии занимается исследованиями для своей книги по резьбе по слоновой кости эпохи Возрождения.
  • Профессор в настоящее время в творческом отпуске; она находится в Италии, исследуя свою книгу о резьбе по слоновой кости эпохи Возрождения.

Обе части предложения являются независимыми предложениями, поэтому одной запятой недостаточно для их соединения. Вместо этого они должны быть разделены на два предложения, соединены точкой с запятой или соединены союзом.

Точка с запятой вместо двоеточия

Точки с запятой и двоеточие выглядят одинаково, но имеют разные функции. Другая распространенная ошибка — использование точки с запятой вместо двоеточия.Точка с запятой разделяет элементы в списке, а двоеточие предшествует списку и вводит его.

  • Он взял в поход три вещи; его обед, его бинокль и его верная трость.
  • В поход он взял с собой три вещи: обед, бинокль и верную трость.

Когда использовать запятую, двоеточие, точку с запятой и тире

Какой знак препинания мне использовать?

Знание того, какие знаки препинания применять в предложениях, может сбивать с толку.Но правила важны, и их нужно соблюдать, особенно в академическом письме. Если вы поставите запятую между двумя независимыми предложениями, это запутает ваших читателей и затруднит чтение вашей работы. С другой стороны, правильно расположенная точка с запятой может добавить нюансов и тонкости любому письму. Помните о следующих правилах, выбирая использование запятой (,) , двоеточия (:) , точки с запятой (;) или тире (-) .

Когда использовать запятую

Запятые — наиболее часто используемые (и злоупотребляемые) знаки препинания в большинстве письменных форм.Причина этого в том, что у них так много применений и так много правил, что бывает трудно отслеживать их все. Давайте рассмотрим лишь некоторые из важнейших функций запятой и обсудим, когда использовать запятую вместо другого аналогичного знака препинания.

Чтобы перечислить элементы или короткие фразы:

Купила в продуктовом магазине хлеб , сыр , и соленья.

Для разделения длинных независимых предложений при соединении союзов:

Астрономы знали о положении звезд на протяжении веков , , но они не понимали, что Земля вращается вокруг Солнца.

После вступительной фразы:

При подготовке к следующему съезду , представители изучили наиболее важные вопросы.

Чтобы отделить фразу в скобках или прерывание:

Все врачи , , если они заботятся о своих пациентах , , заботятся о хорошей офисной гигиене.

Распространенные ошибки, связанные с запятыми

Соединитель запятой .НЕ используйте запятую для разделения двух независимых предложений без союза.

Неправильно: Тысячи протестующих вышли на улицы , кричали и несли большие плакаты.

Верно : На улицы вышли тысячи протестующих ; кричали и несли большие плакаты.

Объединение длинных фраз . Использование запятых в составных предложениях или для разделения предложений другими запятыми может вызвать путаницу.Используйте точку с запятой.

Неправильно : Некоторые полезные предметы: английский , , который является международным языком , математика , , который используется во всех областях естественных и социальных наук , и философия , , лежащая в основе многих другие направления обучения.

Правильно : Некоторые полезные предметы — английский, который является международным языком ; математика, которая используется во всех науках и социальных науках; и философия, лежащая в основе многих других областей обучения.

Когда использовать двоеточие

Двоеточие используется для составления списков и сообщения читателю «Это то, что я имею в виду». Двоеточие не следует часто использовать в большинстве письменных форм, если не используются обширные списки. Правила толстой кишки строги, но их довольно легко запомнить.

Чтобы представить товар или серию товаров :

Люди используют пять основных органов чувств. : зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Для разделения независимых предложений, когда второе предложение / предложение иллюстрирует, объясняет, перефразирует или расширяет первое:

Марта поняла, что ее худший страх сбылся. : ее сына отправили на войну.

* Информация после двоеточия объясняет страх Марты в форме независимого предложения.

Чтобы следовать приветствию в деловом или более официальном письме:

Председателю Центрального комитета долины :

Дополнительные советы по использованию двоеточия

Не пишите первое слово после двоеточия с заглавной буквы, если оно не является собственным существительным, является частью цитаты или первым в серии предложений:

Неправильно: У меня три желания : Есть, спать и работать.

Правильно : У меня есть три желания : есть, спать и работать.

Когда цитата состоит из нескольких предложений, многие авторы предпочитают вводить ее через двоеточие, а не через запятую:

В главе 3 автор объясняет свою теорию : «Собакам снятся сны, но они не видят сны, как люди. Их сны отражают изначальное стремление к удовольствиям, в то время как люди озабочены эго и самооценкой.Это одинаково верно и для бодрствования, и для сна ».

Полное предложение после двоеточия не обязательно — подойдет слово или фраза.

Есть одна мантра, которая может подытожить нашу позицию в отношении изменения климата : срочные меры.

Распространенные ошибки толстой кишки

Разделение двух статей с одинаковым рангом или несвязанной информацией:

Неправильно : Сара и ее друзья любили проводить время на горе : природа всегда имела для них особое значение.

Правильно : Сара и ее друзья любили проводить время на горе ; природа всегда имела для них особое значение.

(* Используйте точку, если предложения вообще не связаны. Используйте точку с запятой, если информация во втором предложении в некоторой степени связана, но не иллюстрирует, не объясняет или не перефразирует первое предложение.)

Чрезмерное использование двоеточия:

Двоеточие — сильный знак препинания, и его следует использовать с осторожностью.Думайте об этом как о знаке остановки, который привлекает внимание читателей и говорит: «» «Эй! Обратите на это внимание. Это важно.» Если на улице слишком много знаков «Стоп», вы не сможете ехать очень плавно или быстро. Это то же самое влияние, которое двоеточие может оказать на читателей.

Поскольку двоеточия привлекают внимание, они могут четко указать, какая информация важна. По этой причине многие авторы используют двоеточия, чтобы представить свой основной аргумент или подтверждающее свидетельство.

Когда использовать точку с запятой

Точка с запятой используется для разделения двух тесно связанных идей (двух независимых предложений). Их также можно использовать при перечислении сложных идей или фраз, в которых используются запятые. По сути, точка с запятой похожа на запятую с большим значением или двоеточие с большей гибкостью.

Чтобы объединить две или более идеи (части) в предложение, когда их идеям присвоено одинаковое положение или ранг:

Вселенная всегда взывала к людям ; : не могло быть более последней границы, чем космос.

Для соединения двух независимых предложений, соединенных конъюнктивными наречиями или переходными фразами:

Сэм подумал, что Дэвид приглашает его на пикник, чтобы провести хороший день на улице ; , как выяснилось, Дэвид планировал вечеринку по случаю дня рождения-сюрприз.

Для представления элементов в списке или серии, если в элементах есть запятые, или если элементы относительно длинные и сложные:

Члены нашей семьи приехали из Денвера, штат Колорадо, ; Рочестер, Миннесота ; и даже Париж, Франция.

Для соединения независимых предложений, объединенных координирующим союзом (если предложения уже разделены запятыми) или если они длинные.

Моя основная цель исследования — выявить причину заболевания, а также внести свой вклад в существующую литературу ; , поскольку это положит конец голоду на всем континенте, создаст новые проекты исследований, связанных с эпидемиологией, и изменит саму парадигму моей исследовательской области.

Использование точки с запятой вместо запятой

Неправильно : Образцы обрабатывались должным образом , , однако, они не хранились должным образом.

Правильно : Образцы обрабатывались должным образом ; , однако, они не хранились должным образом.

* Конъюнктивное наречие «однако» показывает связь между двумя независимыми придаточными предложениями; не используйте запятую для соединения двух независимых предложений без координирующего союза (и, но, или, ни и т. д.).

Неправильно : Солнце чудесно: оно излучает свет, необходимый растениям для выживания , дает нам тепло, что полезно для большинства жизни , и делает печальный день счастливее, что, очевидно, является положительным моментом. черта характера!

Правильно : Солнце чудесно: оно излучает свет, необходимый растениям для выживания ; дает нам тепло, которое пригодится в большинстве случаев жизни ; , и он делает печальный день счастливее, что, безусловно, является положительной чертой!

* Используя только запятые, неясно, какие именно элементы перечислены.Точка с запятой помогает разделить перечисленные элементы, каждый из которых содержит запятую.

Когда использовать тире (или тире)

Тире (или, точнее, «длинное тире»), пожалуй, самый универсальный из знаков препинания. Однако, как и точка с запятой, он недостаточно используется в большинстве письменных форм. Он может работать как запятая, круглые скобки или двоеточие, но в каждом случае создает несколько разные эффекты.

Использовать тире вместо запятой

длинных тире можно использовать попарно для замены запятых при написании фразы в скобках или прерывания.Штрихи имеют немного более выразительный вид , заставляя читателя сосредоточиться на этой информации, содержащейся внутри специальных знаков.

Фраза в скобках с запятыми:

Итак, , , когда ребенок родился в июне , почти на два месяца раньше срока , родители были счастливы, но довольно нервничали , и им все равно пришлось покупать все детские принадлежности.

Фраза в скобках с тире:

Итак, когда в июне родился ребенок , почти на два месяца раньше срока , родители были счастливы, но очень нервничали, и им все равно пришлось покупать все детские принадлежности.

(* Черточки подчеркивают тот факт, что ребенок был недоношенным, показывая, что это важная деталь в этом предложении.)

Используйте тире вместо скобок

Поставьте пару дефисов в том же месте, что и круглые скобки. Поскольку они менее формальны, в академической письменной форме встречается меньше тире, чем скобок. Однако они вызывают более очевидное прерывание и, следовательно, более акцент . Их также можно использовать как своего рода «мета» круглые скобки, когда содержимое между тире уже содержит круглые скобки.

Когда тире заменяют круглые скобки, пунктуация в окружении опускается:

Круглые скобки : После сдачи всех своих выпускных экзаменов (, включая семь эссе и три теста с несколькими вариантами ответов ) , Дэвиду просто захотелось спать.

Dashes : После сдачи всех выпускных экзаменов , включая семь эссе и три теста с несколькими вариантами ответов Дэвиду просто хотелось спать.

* Штрихи более заметны и поэтому немного больше прерывают ход предложения и привлекают внимание к содержанию.

При использовании вместо скобок в конце предложения используется только одно тире:

Круглые скобки : Эта кофейня предлагает широкий выбор экзотического изысканного кофе ( или, по крайней мере, так они описывают его ) .

Одинарная черточка : Эта кофейня предлагает широкий выбор экзотического кофе для гурманов или, по крайней мере, так они ее описывают.

* Кажется, что тире особенно хорошо работает, если ставить его в конце предложения — оно расширяет предложение, как добавление .

Используйте тире вместо двоеточия

Используйте длинное тире вместо двоеточия, если хотите подчеркнуть заключение предложения, не придавая ему всех коннотаций, которые несет двоеточие. Прочерк может добавить «дополнительную» информацию, и в этом случае он более гибкий. Это также менее формально, чем двоеточие.

Colon : T Руководители наконец решили, что они будут делать с компанией. : продать ее в убыток.

Single Dash : Руководители наконец решили, что они будут делать с компанией продать ее в убыток.

Колон : Поехали туда, куда мы ходили в прошлом году : Диснейленд!

Single Dash : Поехали туда, куда мы ходили в прошлом году Диснейленд!

* Использование тире таким образом передает ощущение предвкушения (или неизбежности) и может придать письму почти редакционный оттенок.

Выбирайте пунктуацию с учетом контекста и аудитории в уме

Как и в случае любых технических решений, касающихся письма, при выборе знаков препинания следует учитывать вашу аудиторию и контекст вашей работы. Например, исследователи, желающие публиковать статьи в журналах, должны прочитать статьи из журналов, на которые они ориентированы, чтобы узнать, какие знаки препинания используются большинством авторов в этом журнале. То же правило применяется к любой газете, журналу или периодическому изданию, для которых предназначены ваши статьи.

Вычитка для обеспечения правильной пунктуации

Хотя вы, надеюсь, узнали немного больше о том, как правильно использовать эти знаки препинания, получение редактирования и корректуры перед окончательной доработкой документа гарантирует, что в вашей статье нет ошибок в грамматике, пунктуации, механике и стиле. Посетите нашу страницу цен на редактирование, чтобы ознакомиться с полным меню наших услуг и цен на редактирование.

Ресурсы Wordvice

APA In-Text Citation Guide for Research Writing
Как написать обзорную статью Введение
Написание раздела результатов исследования
Какие времена глаголов использовать в исследовательской работе
Как написать аннотацию к исследовательской работе
Как написать заголовок исследовательской работы »
Полезные фразы для академического письма
Общие переходные термины в академических статьях
Активный и пассивный залог в научных статьях
Более 100 глаголов, которые сделают ваше исследование интересным
Советы по перефразированию научных статей

Дополнительные ресурсы

Правила использования запятых (грамматически)
Использование запятых, двоеточий и точек с запятой в предложениях (GrammarBook)
Правила использования точки с запятой (Центр письма Университета Висконсина)
Как использовать Em Dash (Руководство по пунктуации)

Наконец-то! Простой способ узнать, когда (и как) использовать точку с запятой! — Круг писателей

Точка с запятой сложна.Все мы знаем, что это такое, как их читать и когда они используются неправильно. Но если вы чем-то похожи на нас, трудно понять, как их эффективно использовать.

Точка с запятой — это не так уж и страшно! На самом деле, это может придать вашему письму новую жизнь и бодрость. Он может структурировать ваше письмо в соответствии с диалектом. Это промежуточная пунктуация, которая устраняет разрыв между запятыми и точками. И расшифровать их тайну еще никогда не было так просто!

Ознакомьтесь с этим удобным руководством по точке с запятой!


1.Они образуют связи между отдельными предложениями.

Точка с запятой может помочь объединить два похожих предложения. Вы можете объединять связанные предложения, превращая их в предложения и соединяя их точкой с запятой. Таким образом, второе, отдельное предложение становится продолжением первого!

Пример: сегодня я чуть не разбил велосипед по дороге на работу. Движение было действительно плохим.

В отдельных предложениях эти идеи могут показаться не связанными друг с другом. Но когда вы связываете их точкой с запятой, плохой трафик становится причиной того, что вы чуть не разбили велосипед.

Пример: сегодня я чуть не разбил велосипед по дороге на работу; движение было действительно плохим.

Через Instragram.com/bicycleheadpdx

2. Могут заменить согласующие союзы.

Многие предложения содержат союзы, которые помогают различать одинаково важные идеи. Эти слова проще всего запомнить с помощью аббревиатуры «FANBOYS». Это слова:

для

и

Нор

Но

или

Еще

Так

Точка с запятой может заменять эти слова в предложении, чтобы сократить его длину или избежать чрезмерного использования союзов.Используя точку с запятой вместо союза, читатель вынужден остановиться и посмотреть на предложения как на отдельные идеи, которые все еще связаны друг с другом, вместо того, чтобы читать их как одну длинную идею, содержащую несколько частей.

Пример: Мне было трудно прочитать вашу статью о медузах, потому что меня отвлекли потрясающие картинки.

Пример: Мне не удалось прочитать вашу статью о медузах; Меня отвлекли потрясающие картинки.

3.Точку с запятой можно использовать как супер запятую.

В предложении, разделенном запятыми, но содержащем предложения, достаточно длинные, чтобы содержать собственные запятые, точки с запятой могут использоваться в качестве запятых в предложении. Они могут организовать предложение, заполненное запятыми, чтобы помочь читателям найти, какие предложения являются частью списка, а какие — модификаторами списка.

Пример: Я заказал три кофе, которые были дорогими, потому что зёрна обжаривали дома, затем соевый латте для Ричарда, у которого непереносимость лактозы, а также несколько кексов для бухгалтерии.

Это звучит как продолжение предложения и может сбивать с толку. Добавляя точки с запятой к отдельным пунктам в списке, читателю будет легче понять, кто что заказал и почему!

Пример: я заказал три кофе, которые были дорогими, потому что зерна жарятся в доме; затем соевый латте для Ричарда, у которого непереносимость лактозы; а также несколько маффинов для бухгалтерии.

Через Instagram.com/tcbaker


Есть также небольшой доклад на TED Talk о точках с запятой, сделанный Эммой Брайс, который нам очень пригодился.Урок дополнительно освещает множество вариантов использования точки с запятой, дает отличные примеры, и все это делается с помощью милой анимации!

Как бы вы ни решили их использовать, точки с запятой — ваш друг; им больше нечего бояться! Теперь используйте их и распространяйте слово; власть в ваших руках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *