Как снять панораму: Как снимать панорамы.

Содержание

Как снимать панорамы.

В этом уроке я постараюсь без лишних теоретизирований изложить методику съемки панорам, которая позволит избежать значительной части проблем при их склейке.

Панорамой принято называть фотографию, собранную из нескольких кадров с помощью специальных программ. Для того чтобы легче склеить панораму в графическом редакторе, нужно выполнить несложные правила при ее съемке.

 Порядок съемки панорамы:

  1. От большей части проблем, связанных с «шевеленкой» и неправильным перемещением камеры при съемке, вас спасет старый добрый друг – штатив. Если штатива нет, придется потренироваться и приобрести некоторый навык. Но при некоторых видах съемки, например, на закате или на рассвете, при съемке панорам помещений вам не удастся получить снимки высокого качества без использования штатива.
  2. Установите баланс белого на камере в одну из предустановок, подходящую для данного освещения. Либо, при наличии большой серой карты, сделайте ручную настройку. Это позволит избежать проблем с разными цветовыми оттенками кадров, что делает склейку панорамы зачастую невозможной.
  3. Настройте оптимальную экспозицию для данного сюжета. Замерять экспозицию желательно в режиме приоритета диафрагмы, затем, сделав несколько пробных снимков в режиме М, настроить значение выдержки более точно.
  4. Выполнив наводку на резкость, отключите автофокус. Если этого не сделать, при следующих кадрах фотоаппарат может сфокусироваться не там, где нужно, например, на переднем плане. в результате склейка панорамы окажется невозможной.
  5. Съемку нужно выполнять быстро, иначе некоторые объекты, например, облака на небе, могут изменить свое положение, что приведет к дефектам в панораме.
  6. При съемке необходимо следить за тем, чтобы каждый кадр перекрывал предыдущий примерно на треть. Тогда программе будет легче собирать панораму. Это относится ко всем видам панорам – горизонтальной, вертикальной, комбинированной, сферической.
  7. Отсняв необходимое количество кадров, переходим к следующему этапу – сборке или склейке панорамы в графическом редакторе.

Склейка панорамы в графическом редакторе

Рассмотрим сборку панорамы в самом распространенном графическом редакторе – Adobe Photoshop CS5. Для этого выберем наши кадры панорамы в Bridge.

Затем перейдем в меню Инструменты – Photoshop – Photomerge. В открывшемся диалоговом окне появятся имена выбранных файлов. Рекомендуется включить чекбоксы Удаление виньетирования и Коррекция геометрического искажения.

После нажатия кнопки ОК программа сама склеит панораму. Если исходные кадры большие по размеру и количество их большое, процесс может занять несколько минут. В результате получаем панораму, состоящую из множества слоев с масками

Теперь остается скадрировать панораму, объединить все слои и сохранить панораму в нужном формате

 

Правильно снимаем панораму | Статьи

Правильно снимаем панораму

Панорамными принято называть фотографии особого формата, когда соотношение сторон составляет 1:3 и более. В таких пропорциях очень выигрышно и гармонично смотрятся красочные природные пейзажи, архитектурные сооружения, не вмещающиеся в стандартный формат. Такие снимки – прекрасный исходный материал, чтобы в дальнейшем изготовить различные фотоподарки для родных, друзей и коллег: замечательные фото на холсте, удобные и полезные настенные и настольные фотокалендари.

Задумывались ли Вы, в чём секрет магической привлекательности панорамы? Отчего взгляд непроизвольно выхватывает из множества фотографий панорамный снимок, выделяя среди прочих? Отчего обычный, казалось бы, кадр, растянутый до соотношения сторон 1:3, так активно стимулирует наше сознание? Ответ прост. И основывается он не на особой магической силе панорамного снимка, а на специфике нашего зрения и законах оптики.
Дело в том, что панорамное фото по углу обзора в наибольшей степени приближено к естественному для человека изображению при взгляде двумя глазами.

Как снимать

Панорамные снимки подразделяют на несколько видов:

  • Обычные линейные. Характеризуются соотношением сторон 1: 3 и более;
  • Вертикальные. Панорама развёрнута не вдоль горизонта, а перпендикулярно ему;
  • Мозаичные. Панорама имеет ломаную конфигурацию и состоит из отдельных горизонтальных и вертикальных участков;
  • Круговая панорама. Кадры для неё снимают с одной точки, последовательно перемещая камеру по кругу на полный оборот. Съёмка завершается там же, где и начиналась.

Как осуществляется панорамная съёмка?

Как осуществляется панорамная съёмка?

  • Для начала определитесь с сюжетом будущего шедевра.
  • Выберите удобную для съёмки точку и установите штатив.
  • Вращая камеру на штативе, внимательно просмотрите через видоискатель будущую панораму по отдельным кадрам и сосчитайте их количество. Не забывайте, что каждый следующий кадр должен перекрывать предыдущий примерно на треть.
  • Приступайте к съёмке.

Многие опытные фотографы, специализирующиеся на панораме, производят покадровую съёмку камерой в вертикальном положении. Они считают, что таким образом расширяют пространственное восприятие изображения. К тому же, из таких кадров проще скомпоновать панораму. Лишнее всегда можно отрезать. Попробуйте такой приём, правда количество кадров придётся сделать заведомо больше.

Сколько кадров следует делать

Количество кадров для «склеивания» панорамы не должно быть менее 3-х. А лучше 4-х, если учитывать необходимый «перехлёст» соседних кадров на 30-50%.

Если Вы планируете сделать круговую панораму, то кадров потребуется больше — от 6 до 9, смотря на какую величину «перехлёста» кадров Вы ориентировались. И это при стандартном, горизонтальном положении фотокамеры. Если же Вы предпочли её вертикальную ориентацию, то снимков понадобится ещё больше – не менее 12.

Многие считают лучшим для панорамной съёмки 50-ти миллиметровый объектив. С таким объективом для полноценной панорамы Вам придётся выполнить не менее 16 горизонтальных или 24 вертикальных снимков.

Несколько общих рекомендаций

Несколько общих рекомендаций

  • Штатив с поворотным механизмом в значительной степени облегчит Вам жизнь при съемке панорамы;
  • Все кадры, составляющие панораму, должны быть одинаково экспонированы и сняты с постоянной фокусировкой;
  • Движущиеся объекты в кадре могут сильно испортить качество изображения, избегайте их;
  • Контролируйте горизонт. Не допускайте, чтобы камера «заваливалась» во время съёмки;
  • При построении кадра не размещайте важных для сюжета объектов поблизости от его верхней и нижней границ. Просто они могут быть потеряны или некрасиво обрезаны при компоновке панорамы.
  • Освещённость. Практически все источники информации сходятся в одном: лучшее время для съёмки панорам (городских и природных пейзажей, объектов архитектуры) – это утренние или вечерние часы, когда солнечный свет не такой резкий и контрастный, как днём. Серию снимков для панорамы следует снимать достаточно быстро, чтобы освещённость составных фрагментов будущей панорамы была одинаковой.
  • Доверяйте электронике. Некоторые операции вполне можно доверить автоматике. Чтобы избежать случайных толчков камеры при нажатии на спуск, стоит использовать такое простое устройство, как спусковой тросик. Или довериться автоматической съёмке в режиме автоспуска.
  • «Склейте» панорамный снимок в Фотошопе из отдельных отснятых кадров. Для тех, кто не имеет Фотошопа или не владеет им, в Интернете существует множество простейших программ по созданию панорам.

Главное – не сдерживайте фантазию, дайте ей волю.
Нарабатывайте приёмы, накапливайте опыт.
Не бойтесь эксперимента – и мир вокруг станет интересней и красочнее!

Как снимать панорамы.

В этом уроке я постараюсь без лишних теоретизирований изложить методику съемки панорам, которая позволит избежать значительной части проблем при их склейке.

Панорамой принято называть фотографию, собранную из нескольких кадров с помощью специальных программ. Для того чтобы легче склеить панораму в графическом редакторе, нужно выполнить несложные правила при ее съемке.

 Порядок съемки панорамы:

  1. От большей части проблем, связанных с «шевеленкой» и неправильным перемещением камеры при съемке, вас спасет старый добрый друг – штатив. Если штатива нет, придется потренироваться и приобрести некоторый навык. Но при некоторых видах съемки, например, на закате или на рассвете, при съемке панорам помещений вам не удастся получить снимки высокого качества без использования штатива.
  2. Установите баланс белого на камере в одну из предустановок, подходящую для данного освещения. Либо, при наличии большой серой карты, сделайте ручную настройку. Это позволит избежать проблем с разными цветовыми оттенками кадров, что делает склейку панорамы зачастую невозможной.
  3. Настройте оптимальную экспозицию для данного сюжета. Замерять экспозицию желательно в режиме приоритета диафрагмы, затем, сделав несколько пробных снимков в режиме М, настроить значение выдержки более точно.
  4. Выполнив наводку на резкость, отключите автофокус. Если этого не сделать, при следующих кадрах фотоаппарат может сфокусироваться не там, где нужно, например, на переднем плане. в результате склейка панорамы окажется невозможной.
  5. Съемку нужно выполнять быстро, иначе некоторые объекты, например, облака на небе, могут изменить свое положение, что приведет к дефектам в панораме.
  6. При съемке необходимо следить за тем, чтобы каждый кадр перекрывал предыдущий примерно на треть. Тогда программе будет легче собирать панораму. Это относится ко всем видам панорам – горизонтальной, вертикальной, комбинированной, сферической.
  7. Отсняв необходимое количество кадров, переходим к следующему этапу – сборке или склейке панорамы в графическом редакторе.

Склейка панорамы в графическом редакторе

Рассмотрим сборку панорамы в самом распространенном графическом редакторе – Adobe Photoshop CS5. Для этого выберем наши кадры панорамы в Bridge.

Затем перейдем в меню Инструменты – Photoshop – Photomerge. В открывшемся диалоговом окне появятся имена выбранных файлов. Рекомендуется включить чекбоксы Удаление виньетирования и Коррекция геометрического искажения.

После нажатия кнопки ОК программа сама склеит панораму. Если исходные кадры большие по размеру и количество их большое, процесс может занять несколько минут. В результате получаем панораму, состоящую из множества слоев с масками

Теперь остается скадрировать панораму, объединить все слои и сохранить панораму в нужном формате

 

Как снимать панорамы | Блог о фотографии и микростоках

 Хорошая фотография скрывает в себе историю, живущую не только в кадре, но и за его пределами, а окончание этой истории каждый зритель придумывает для себя сам.

Панорамы по восприятию сильно отличаются от “обычных” кадров. Разглядывая удачную панораму, зритель мысленно переносится на место фотографа и становится активным участником картины, незаметно вовлекаясь в окружающее его пространство.

как снимать панорамы

Из статьи вы узнаете, как снимать панорамы, об оборудовании, необходимом для этого вида съемки, также я озвучу программы для создания панорам и, конечно же, расскажу о тех проблемах, с которыми я столкнулся при создании примеров, приведенных в этой статье.

Надеюсь, вы не будете совершать моих ошибок и тем самым сэкономите свое время =)
Логичнее всего начать с оборудования.

Оборудование для съемки панорам.

  • Фотоаппарат. Здесь ограничений никаких нет – подойдет и “мыльница” и “зеркалка”.
  • Объектив для съемки панорам также можно выбрать любой, но предпочтение лучше отдать широкоугольным моделям. Преимущество таких объективов в том, что нет необходимости делать слишком много снимков, охват по вертикали получается больше, и как следствие, фотография не будет выглядеть как “узкая щель”. Выбирайте объектив с фокусным расстоянием до 80 мм. 
  •  Штатив. Можно конечно обойтись и без него, но могут возникнуть ненужные трудности, проявляющиеся в виде шевеленки, цифрового шума, но это на самом деле мелочи – основные проблемы могут возникнуть при сборке изображения. Использование штатива позволит вам сэкономить массу времени на обработке, если вы, конечно, настроены на качественный результат. Профессиональный подход требует применения панорамной головки. Новичкам она в принципе не нужна по причине высокой цены и немалого веса. 
  • Если ваш штатив не оснащен уровнем, его можно приобрести отдельно. Он устанавливается в разъем для вспышки.
  • Спусковой тросик или пульт ДУ помогут избежать смазанности изображения, но их наличие совсем не обязательно.

Все необходимое оборудование для съемки панорам я перечислил.

Еще один момент о котором стоит поговорить, до того как выйти на фотоохоту – композиция. Она важна не только в “обычной” фотографии, но и при съемке панорам.

Чтобы фотография выглядела живее и выразительнее, желательно присутствие переднего плана.
Панорамная съемка поля, моря, озера будет скучной и однообразной, потому что глазу не за что зацепиться. Объекты расположенные на переднем, среднем и заднем плане придадут объем изображению. В качестве таких объектов можно использовать людей, деревья, камни, скалы и другие вещи – передний план способен “оживить” картинку и сделать ее выразительнее.

Горизонтальные линии в панорамной съемке выглядят достаточно скучно – оживить картинку способны вертикальные линии (деревья, столбы, здания).

В “обычной” фотографии мы ищем и “вычленяем” интересные вещи из общего целого и передаем сюжет в одном кадре, оставляя за его пределами массу всего интересного, а может даже целую историю.

Для панорамной съемки необходимо развитие навыка “панорамного видения”, чтобы научиться красиво передавать объекты в единстве, так сказать, чтобы рассказать, зачем они все вместе собрались. Сложность развития этого навыка заключается в том, что угол обзора человеческого глаза приблизительно 45 градусов, а панорамы могут включать и 180 и 360 градусов окружающего пространства.

Композиционная уравновешенность изображения также играет важную роль. Крайний левый (начало истории) и крайний правый (ее завершение) фрагменты панорамы должны по возможности ее завершать, чтобы взгляд зрителя не выскальзывал за ее пределы. Для этой цели можно использовать тяжелые вертикальные линии, способные ограничить композицию.

Линию горизонта можно расположить по правилу золотого сечения (правило третей).

Идеальное время для съемки – режимное время – пол часа, после того как солнце встало из-за горизонта ранним утром, и пол часа до того, как солнце опустилось за горизонт вечером. Это время считается идеальным для съемки пейзажей и дикой природы.

Вы уже наверное полны решимости взять фотоаппарат и пойти снимать, но ответ на вопрос “как снимать панорамы?” еще не окончен =) осталось еще несколько важных моментов.

Перед тем как начать практиковаться – прочитайте еще немного теории – так вы совершите меньше ошибок и сэкономите время.

Как снимать панорамы? Правила съемки панорам.

После того как вы определились с местом и временем действовать нужно следующим образом:

  1. Установите фотоаппарат на штатив, при этом с помощью уровня нужно проконтролировать правильность установки – горизонт должен быть “горизонтальным”, вертикали также не должны уходить в стороны. Покрутите камеру влево – вправо и проверьте, везде ли соблюдается это правило. Вы, конечно, можете махнуть рукой на него и не выполнять, тогда могут возникнуть проблемы: при сборке панорамы – здания и деревья могут быть завалены в сторону, горизонт может “уйти” вверх или вниз от своего “нормального” положения, или же вообще, после сборки он будет напоминать волнистую линию.
  2. Камеру лучше расположить вертикально (портретная ориентация). Пусть потребуется большее количество кадров, зато итоговое изображение будет интереснее и гармоничнее. При горизонтальной ориентации получиться “узкая полоска”.
  3. Настройки фотоаппарата. Для того, чтобы определиться с настройками нужно понять, чего мы хотим добиться в идеале. Нам необходимо, чтобы все кадры, составляющие панораму были одинаковыми по яркости, оттенкам цвета, глубине резкости, масштабу – так мы максимально облегчим себе жизнь при сборке.Для того, чтобы добиться этих результатов желательно использовать ручной режим M, или режим приоритета диафрагмы. Чтобы уменьшить число кадров в серии обычно используют самое короткое фокусное расстояние объектива, при этом оно не должно меняться на всех кадрах серии. Фокусируемся на бесконечности, после чего автофокус можно отключить. Значение диафрагмы 8-16 (максимальными значениями лучше не увлекаться, во избежание дифракции). Значение выдержки можно установить средним для всех кадров (можно сказать – “средняя температура по больнице”), минус этого метода – утрата деталей в ярких областях и тенях. Если присутствует яркое солнце, то экстремальных перепадов яркости не избежать. С этой проблемой можно попробовать справиться, используя технологию HDR (снять один и тот же кадр с разной экспозицией и вытащить детали из теней и пересветов). Также от яркого солнце можно спрятаться в тени, так можно избежать еще одной проблемы – бликов. 
  4. Каждый кадр должен перекрывать следующий на 30-50%. Большее перекрытие позволит сгладить различия в освещении и цвете.
  5. Светофильтры в панорамной съемке лучше не применять, во избежание лишних бликов и неоднородности цвета. Поляризационный фильтр может улучшить качество отдельной фотографии, а панораму может испортить – при изменении угла объектива к солнцу изменяется поляризация, и как следствие, изменяется цвет, в результате небо может получить неравномерный “прокрас” по всей длине панорамы. 
  6. Движущиеся объекты желательно полностью помещать в границах одного кадра, иначе может возникнуть ситуация, когда на одном фрагменте половина объекта есть, а на втором нет, потому что она уже от нас далеко убежала. 
  7. Если ваша камера позволяет снимать в Raw, то лучше использовать эту возможность – это даст большую гибкость в подгонке двух соседних фрагментов по яркости, контрасту, насыщенности и другим параметрам.

Процесс сборки панорамы на компьютере занимает значительно больше времени, чем сама съемка, при этом его продолжительность напрямую зависит от качества отснятых фрагментов. Сам собой напрашивается вывод – лучше потратить больше времени на съемку, сделав ее максимально качественной, чем на компьютере исправлять совершенные ошибки.

Как снимать панорамы – вы теперь знаете, давайте уделим немного времени процессу сборки.

Собирают обычно из фрагментов, начиная с крайнего левого. Существует множество программ, для упрощения и автоматизации этого процесса.

Программы для создания панорам.

  1. Adobe Photoshop
  2. PTGui
  3. Autopano Giga
  4. Panorama Maker
  5. Panorama Factory
  6. PanoramaStudio Pro

Это далеко не полный список, но больше думаю и не надо =)
Для создания панорам, приведенных в этой статье я пользовался программой Adobe Photoshop CS6 бета версии.

После того, как вы придете домой после фотосъемки будет достаточно сложно вспомнить, где начинается одна панорама и заканчивается другая, поэтому перед началом съемки панорамы я фотографирую один палец, после того как панорама завершена, я фотографирую два пальца – простой, но действенный и интуитивно понятный метод.

По приходу домой я импортирую фотографии в Adobe lightroom и разбираю, какие изображения к какой панораме относятся.

Далее определившись с тем, что я буду собирать, добавляю изображения в отдельную коллекцию, убираю дисторсию и хроматические аберрации. После я просматриваю все фрагменты и выравниваю настройки экспозиции соседних фотографий, чтобы они на глаз выглядели одинаково.

Далее экспортирую фотографии в формате Tiff (16bit).

Может быть логичнее для каждого отдельного фрагмента проработать детали в тенях, убрать пересветы, если таковые имеются, настроить контраст и насыщенность, но этого я не делал. Сначала я склеил все фрагменты, потом уже обрабатывал собранный файл.

Панорама, приведенная в самом начале статьи, собрана из 35 файлов, после экспорта из Raw в формат Tiff каждый файл имеет размер 70 Мбайт. Для склейки я использовал Adobe Photoshop CS 6 бета версию.

Для склейки фрагментов идем в File – > Automate -> Photomerge…

как снимать панорамы

Функции “Vignette Removal” (удаление виньетирования) и “Geometric Distortion Correction” (удаление дисторсии) можно отключить, так как их мы уже исправили в лайтруме.

как снимать панорамы

После клика по кнопке “Ok” фотошоп все сделает в автоматическом режиме. Мой компьютер (процессор Core i7, оперативная память – 6 GB ) потратил на склейку 26 минут – все считал, считал…. считал… достаточно утомительно и долго на самом деле =)

Естественно получилось все не с первого раза, поначалу фотошоп просто зависал на середине процесса. Сначала я не понимал в чем дело.

Решение, как всегда было простым – не хватало памяти на диске “С” (было свободно 45 Гбайт), а ему для расчетов нужно было порядка 55 Гбайт. Для решения проблемы были изменены настройки – добавлены другие логические диски

как снимать панорамы

После изменения настроек программа отрабатывала корректно.

Результат работы в авто режиме получился достаточно хорошим (результат работы в PTGui в авто режиме мне понравился меньше, но с ее настройками я не разбирался и не экспериментировал). Функционал фотошопа и результаты его автоматической работы меня полностью удовлетворили.

После склейки панорамы я просматриваю результат и если он меня устраивает, то объединяю слои и сохраняю результат для дальнейшей обработки.
Еще одна проблема с которой пришлось столкнуться – размер файлов.

Размеры достаточно огромные (иногда больше 4 Гбайт) и фотошоп просто отказывается сохранять такие файлы в традиционных форматах.

Ограничение по размеру файла “PSD” – 2 Гбайта, Tiff – 4 Гбайта.

Для того, чтобы сохранить фаылы больше 4 Гбайт со всеми слоями нужно использовать формат “PSB” – он фактически без ограничений по размеру (4 милиона терабайт его ограничение… думаю до таких размеров нам еще долго не дожить). К сожалению “PSB” файлы лайтрум не поддерживает.

После склейки всех слоев и сохранения файла я обработал его в LightRoom, изменил баланс белого, при помощи инструментов локальной коррекции подправил небо, после чего передал файл для дальнейшего редактирования в Photoshop.

Итоговый размер файла со всеми слоями – 2,7 Гбайта, после сведения – 1,1 Гбайт.

После окончания сборки вы увидите примерно такую картину

как снимать панорамы

Параметры съемки: камера Nikon D90, объектив Nikon AF-S DX Nikkor 18-105 mm, поляризационный фильтр (к сожалению я его не снял), фокусное расстояние – 18 мм, ISO 250 (забыл изменить с предыдущей съемки), диафрагма f/11, на камере включен режим приоритета диафрагмы. Значения выдержки на всех фрагментах меняются, причем очень сильно изменения заметны на фрагментах с солнцем (что вполне логично). Крайний правый фрагмент – выдержка 1/40, при повороте к солнцу ее значение постепенно увеличивается 1/50, 1/125, 1/160, 1/200, 1/320, и на солнце она достигает 1/1600 и 1/2000, потом постепенное уменьшение в крайнем правом фрагменте до 1/60. Думаю если фотографировать в ручных одинаковых настройках (режим M), то кадр с солнцем получился бы сильно засвеченным.

После объединения всех слоев и кадрирования панорама будет выглядеть следующим образом

как снимать панорамы

Оттенки на фотографии достаточно холодные и грустные, мне захотелось придать изображению тепла, насыщенности и позитива, в итоге получилось следующая картинка

как снимать панорамы

Панорамы Вологды. Вид на церковь Сретения Господня.

В более высоком разрешении фотографию можно посмотреть здесь, в 3D виде здесь (есть возможность масштабирования и прокрутки влево-вправо при помощи мыши).

Следующая панорама состоит из 17 фрагментов, после сборки и кадрирования выглядит следующим образом.

как снимать панорамы

Параметры съемки: камера Nikon D90, объектив Nikon AF-S DX Nikkor 18-105 mm, поляризационный фильтр (к сожалению я его не снял), фокусное расстояние – 18 мм, ISO 250 (забыл изменить с предыдущей съемки), диафрагма f/11, на камере включен режим приоритета диафрагмы. Значения выдержки меняются не так сильно, как в первом примере крайний левый 1/25, далее 1/13, 1/20, 1/15 … крайний правый 1/5.

В обоих примерах автофокус был включен.

После обработки и кадрирования получилась следующая картинка

как снимать панорамыПанорамы Вологды: Памятник 850-летию Вологды.

В более высоком разрешении фотографию можно посмотреть здесь.

В заключении, хочу сказать, что снимать и обрабатывать панорамы достаточно интересно, но для их обработки нужен достаточно мощный компьютер и целая уйма времени =) Думаю оно того стоит =)

Зарабатывайте на своих фотографиях, продавая свои изображения на микростоках. Регистрируйтесь в микростоках Fotolia, Dreamstime, BigstockPhoto, 123rf, Crestock, Лори.

Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”

Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“

Снимаем панораму. Часть 2. Практика / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

В предыдущей части мы выяснили, какие возможности даёт фотографу панорамная съёмка и какие инструменты будут необходимы для неё. Сегодня же мы затронем практические стороны вопроса. Как снимать отдельные кадры панорамы так, чтобы при её склейке всё сошлось воедино без проблем?

Снимаем панораму. Часть 2. Практика

Делаем снимки для склейки панорамы

Итак, мы на месте съёмки и хотим сделать панорамную фотографию.

Продумываем кадр. С чего начать? Как всегда, с художественного замысла. Представьте композицию будущего снимка: выберите объект, передний план и тому подобное. Сложность панорамной съёмки в том, что мы не можем увидеть итоговый кадр прямо через видоискатель или экран камеры: там уместятся лишь его фрагменты, из которых и будет собрана панорама. Поэтому для такой съёмки очень важно развить особый навык — видеть готовый кадр без помощи фотоаппарата. Отметьте для себя границы будущего снимка: что вы хотите включить в него, а что оставите за его границами. Например, так: «Я сниму панорамный кадр начиная от того деревца слева до того камня справа так, чтобы этот живописный домик расположился в итоговом изображении согласно правилу третей». Такой мысленный план поможет эффективно действовать дальше, а не просто щёлкать камерой во все стороны, пытаясь снять кадр с максимально возможным углом обзора. Отсутствие продуманной композиции — основная проблема большинства панорам, сделанных новичками, поэтому внимательно продумайте ваш будущий кадр перед тем, как приступить к съёмке!

Штатив. Чтобы снятые кадры сошлись в единую панораму, важно делать их строго с одной точки. В этом поможет штатив. Кроме того, это приспособление позволит снимать на длинных выдержках. Это особенно важно, если у вас есть передний план, расположенный близко к фотоаппарату (что почти всегда так).

Из чего состоит панорама? Ясное дело, панорамный снимок состоит из нескольких отдельных кадров! Но как правильно сделать эти фотографии, чтобы они потом хорошо сошлись в единое изображение? Для этого нужно снимать «внахлёст», поворачивая камеру на штативе. Каждый последующий кадр должен захватывать определённую часть предыдущего снимка. Естественно, чем меньше они накладываются один на другой, тем меньше кадров потребуется для итоговой панорамы, но при этом выше шанс допустить огрехи при съёмке.Панорама, снятая на скорую руку, может не сложиться в единое изображение. Поэтому, чтобы кадры уверенно сошлись, наложение одного кадра на другой должно быть не меньше одной трети. И чем оно будет больше, тем лучше. Сколько всего должно быть кадров в панораме? Сколько угодно — решать только вам. Отталкивайтесь не от количества кадров, а от снимаемого сюжета: просто сделайте нужное количество снимков с необходимым наложением.

Варианты съёмки «внахлёст» с разной величиной наложения кадров. Все эти варианты допустимы. Но первый вариант хорош тем, что из итоговой склейки можно убрать промежуточный снимок без последствий. Это удобно в том случае, если один из кадров панорамы оказался бракованным (например, с «шевелёнкой»). Тогда его можно просто выкинуть из серии и панорама склеится без него.

Варианты съёмки «внахлёст» с разной величиной наложения кадров. Все эти варианты допустимы. Но первый вариант хорош тем, что из итоговой склейки можно убрать промежуточный снимок без последствий. Это удобно в том случае, если один из кадров панорамы оказался бракованным (например, с «шевелёнкой»). Тогда его можно просто выкинуть из серии и панорама склеится без него.

Если вы попытаетесь снимать панораму встык, без наложения кадров один на другой, то вы её никогда не склеите.

Если вы попытаетесь снимать панораму встык, без наложения кадров один на другой, то вы её никогда не склеите.

Съёмка изображений с недостаточным наложением друг на друга — основная причина, по которой у начинающих фотографов не склеивается итоговая панорама. Так что уделите этому моменту особое внимание.

Если вы попытаетесь снимать панораму встык, без наложения кадров один на другой, то вы её никогда не склеите.

Внимательный читатель может заметить, что в большинстве примеров панорамы собраны из вертикальных кадров. Ничего принципиального здесь нет: вы можете склеивать как вертикальные, так и горизонтальные фотографии. Но мне работа с вертикальными кадрами кажется более удобной. Особенно если речь идёт об однорядной панораме: в этом случае мы можем получить более детализированное изображение (так как узкой стороной панорамного кадра становится широкая сторона снятых кадров). Кроме того, вертикальный кадр позволяет более точно оценивать общую экспозицию сюжета (в кадре у нас достаточно неба, достаточно земли). Также при съёмке вертикальных кадров гораздо удобнее использовать градиентные фильтры.

Nikon D600 / Nikon AF-S 50mm f/1.8G NIKKOR

Nikon D600 / Nikon AF-S 50mm f/1.8G NIKKOR

«Многоэтажные» панорамы. Часто для того, чтобы при съёмке получить достаточный угол обзора, склеить в ряд несколько вертикальных кадров недостаточно. Серьёзно расширить возможности панорамы позволяет склейка многорядных панорам. Этот метод мало чем отличается от описанного выше. Просто в процессе съёмки мы делаем не один ряд кадров, а несколько. Так можно добиться любого угла обзора. Плюс многорядной панорамы — возможность серьёзно увеличить угол обзора при съёмке, равно как и разрешение готового изображения. Но есть и минусы. Например, при съёмке многорядной панорамы гораздо сложнее пользоваться градиентными фильтрами.

Примерная схема съёмки трёхрядной панорамы. Разумеется, на практике вы можете сделать большее количество кадров и рядов, снять отдельные кадры не горизонтальными, а вертикальными — этого никто не запрещает!

Примерная схема съёмки трёхрядной панорамы. Разумеется, на практике вы можете сделать большее количество кадров и рядов, снять отдельные кадры не горизонтальными, а вертикальными — этого никто не запрещает!

Многорядные панорамы несколько сложнее снимать и склеивать. Поэтому я советую сначала попрактиковаться с однорядными панорамами и уже потом переходить к более сложным, «многоэтажным» вариантам.

Пример многорядной панорамы. 
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Пример многорядной панорамы.
Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Параметры экспозиции, брекетинг и HDR. Параметры экспозиции при панорамной съёмке настраиваются точно так же, как и при работе с одиночными кадрами. Важно лишь одно: все кадры панорамы должны быть сняты с одинаковыми параметрами экспозиции. Поэтому панораму необходимо снимать в ручном режиме (М), при отключённой функции автоматического определения ISO. Иначе итоговые снимки получатся разными по яркости, и вы замучаетесь их приводить к одинаковому виду.

Меню настройки функции ISO-Auto в фотоаппарате Nikon D810. При съёмке панорам эта функция должна быть отключена. Для этого просто выберите Off напротив пункта «Автоматическое управление чувствительностью ISO».

Меню настройки функции ISO-Auto в фотоаппарате Nikon D810. При съёмке панорам эта функция должна быть отключена. Для этого просто выберите Off напротив пункта «Автоматическое управление чувствительностью ISO».

В старших моделях фотоаппаратов Nikon (Nikon D5, Nikon D810, Nikon D610. Nikon D500, Nikon D7200) отключить или включить функцию ISO-Auto можно проще: зажав на аппарате кнопку ISO и покрутив переднее колесо управления. Выбранное значение ISO указано на дисплее вашего аппарата. В младших моделях (Nikon D5500, Nikon D3300) — с помощью экранного меню, вызываемого кнопкой i.

В старших моделях фотоаппаратов Nikon (Nikon D5, Nikon D810, Nikon D610. Nikon D500, Nikon D7200) отключить или включить функцию ISO-Auto можно проще: зажав на аппарате кнопку ISO и покрутив переднее колесо управления. Выбранное значение ISO указано на дисплее вашего аппарата. В младших моделях (Nikon D5500, Nikon D3300) — с помощью экранного меню, вызываемого кнопкой i.

Обратите внимание, что на вашем панорамном сюжете, скорее всего, будет большой перепад яркостей: может так случиться, что на одних кадрах панорамы будет лишь земля и тень, а на других — красочное небо с рассветным солнцем. Но параметры экспозиции при этом, как мы уже говорили, должны быть везде одинаковы. Поэтому важно настроить экспозицию так, чтобы были хорошо проработаны детали как в самых светлых, так и в самых тёмных участках панорамы. Современные аппараты Nikon D810, Nikon D750, Nikon D610, да и более простые модели обладают широчайшим динамическим диапазоном. А значит, при грамотной экспозиции зачастую из одного кадра можно вытянуть детали как в тёмных, так и в светлых участках. Однако для этого необходимо мастерски точно настроить экспозицию, что не всегда возможно в полевых условиях. Чтобы застраховать себя от ошибок, я рекомендую снимать каждый кадр будущей панорамы с брекетингом экспозиции (когда камера делает серию снимков с определённым шагом экспозиции). В итоге получится серия из кадров с разной яркостью. При хорошем стечении обстоятельств вы сможете без проблем вытянуть все детали из самого удачно проэкспонированного кадра такой серии. В противном случае вы можете из этой серии склеить HDR-снимок, а из подготовленных HDR-изображений уже собирать панораму. Кроме того, качественно проэкспонировать кадр помогут градиентные фильтры: они способны затемнить яркое небо, не тронув остальную часть кадра.

RAW или JPEG? Поскольку при панорамной съёмке предполагается компьютерная обработка изображений, разумеется, удобнее будет работать с форматом RAW. Тем не менее, если вы хотите лишь потренироваться в панорамной съёмке, можно работать и с JPEG, но тогда рекомендуется включить в меню камеры коррекцию искажений и виньетирования объектива, чтобы впоследствии ваши снимки сошлись один с другим. Отметим, что такая коррекция через меню аппарата будет доступна лишь при использовании родной оптики Nikon.

К слову, при работе с форматом RAW вы тоже сможете корректировать искажения оптики в один клик. Такой механизм реализован, например, в RAW-конвертере для камер Nikon Capture NX-D.

В старших моделях фотоаппаратов Nikon (Nikon D5, Nikon D810, Nikon D610. Nikon D500, Nikon D7200) отключить или включить функцию ISO-Auto можно проще: зажав на аппарате кнопку ISO и покрутив переднее колесо управления. Выбранное значение ISO указано на дисплее вашего аппарата. В младших моделях (Nikon D5500, Nikon D3300) — с помощью экранного меню, вызываемого кнопкой i.

Баланс белого. Если вдруг вы решили снимать панораму не в формате RAW, а в JPEG, проследите, чтобы и баланс белого на всех фото был одинаков. Я однозначно рекомендую снимать панорамные кадры в RAW: этот формат значительно более гибок в обработке, да и баланс белого он позволит настроить уже после съёмки, при работе с изображениями на компьютере.

Фокусировка. Как и в случае с экспозицией кадра, фокусироваться при съёмке панорам можно точно так же, как и при работе с одиночными снимками. И точно так же на всех кадрах панорамы фокусировка должна быть одинакова. Если фокус будет «гулять», скорее всего, склеить их воедино не получится. Поэтому, сфокусировавшись однажды, непосредственно перед съёмкой конкретной панорамы автофокус лучше вообще отключить. И следить за тем, чтобы случайно не сдвинуть кольцо фокусировки объектива. Если фокусировка сбилась, лучше всё переснять с самого начала. При съёмке пейзажной панорамы удобно фокусироваться на гиперфокальное расстояние. Если вы хотите сделать панорамный портрет с малой глубиной резкости, то, разумеется, фокус должен всегда оставаться на вашей модели.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сложности при панорамной съёмке

Панорамная съёмка — очень мощный приём в арсенале фотографа, однако есть сюжеты, которые снять как панораму очень затруднительно. Помните: если в вашем кадре много движения, в особенности на переднем плане (например, если вы снимаете лес и дует сильный ветер, раскачивая ветви деревьев), то лучше такой сюжет снять без панорамной склейки, одним кадром. Иначе будет сложно сводить вместе ветки, оказавшиеся на разных кадрах в разном положении. То же касается и сюжетов с динамичной водой, прибоем, людьми и животными. Если вы снимаете волны, на разных кадрах они будут выглядеть совершенно по-разному и склеить их будет максимально затруднительно. Исключения из этого правила есть. Например, кадры с зеркальной водной гладью легко склеиваются друг с другом. Ещё одно исключение — вода, движущаяся равномерно, без перепадов. Если в морском прибое набегающие волны немного разнятся по своей силе и высоте, то поток в горной реке движется абсолютно стабильно, без резких перепадов в своём движении. Это позволяет снимать кадры с горными реками и водопадами в склейку, не боясь особых проблем.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Простое решение проблемы с движением — разместить подвижный объект в пределах одного кадра панорамы, чтобы он не полностью в него помещался. Мы сможем взять его изображение с этого кадра и избежим описанных проблем.

Неравномерное затемнение неба при использовании поляризационного фильтра

Неравномерное затемнение неба при использовании поляризационного фильтра

Проблема со съёмкой морского прибоя. При съёмке левого кадра пришла маленькая волна, а при съёмке правого — чуть больше. В итоге кадры панорамы невозможно нормально склеить.

Проблема со съёмкой морского прибоя. При съёмке левого кадра пришла маленькая волна, а при съёмке правого — чуть больше. В итоге кадры панорамы невозможно нормально склеить.

Кроме этого, не стоит снимать панорамы с использованием поляризационных и нейтрально-серых фильтров с переменной плотностью. Такие фильтры на широкоугольной оптике могут давать неравномерное затемнение кадра: в результате на итоговой панораме вы можете получить, например, пятнистое небо.

Параллакс и борьба с ним

Прежде чем окунаться в теоретические дебри, скажу: начать снимать панорамы вы можете без всех приспособлений, описанных ниже! Они нужны далеко не всегда, в большинстве случаев хватит только камеры, штатива и вашего вдохновения! Современные программы склейки панорам в большинстве случаев отлично «переваривают» кадры с параллаксом и выдают достойный результат. Также небольшие огрехи в склейке можно поправить путём ретуширования фотографий в графическом редакторе.

Параллакс — изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. Этот эффект может сыграть с фотографом очень злую шутку. Если сюжет включает в себя близко расположенный передний план, его детали на разных кадрах могут менять своё положение относительно объектов на фоне. Всё это грозит тем, что итоговая панорама соберётся с ошибками или не соберётся вовсе.

Эффект параллакса: будучи в центре кадра, игрушка на переднем плане пересекается с человечком на фоне.

Эффект параллакса: будучи в центре кадра, игрушка на переднем плане пересекается с человечком на фоне.

Но стоит подвинуть камеру влево или вправо, они сильно изменят своё взаимное расположение.

Но стоит подвинуть камеру влево или вправо, они сильно изменят своё взаимное расположение.

Общий вид панорамного снимка

Общий вид панорамного снимка

Огрехи в склейке, вызванные параллаксом

Огрехи в склейке, вызванные параллаксом

Как же быть? Есть распространённый стереотип о том, что с параллаксом можно бороться лишь с помощью специальных панорамных штативных головок. Однако такие головки сложны в использовании, громоздки, дороги. Да, они помогут избавиться от параллакса, но использование их в полевых условиях сопряжено с огромным количеством трудностей. При этом реально нужны они лишь в очень сложных случаях: например, при создании шаровых панорам с обзором 360 градусов.

Панорамная головка Nodal Ninja NN4 w/ RD16-II Advanced Rotator считается недорогим решением. Её цена на момент написания статьи — $359,90.

Панорамная головка Nodal Ninja NN4 w/ RD16-II Advanced Rotator считается недорогим решением. Её цена на момент написания статьи — $359,90.

Нодальная планка длиной 140 мм. Куплена в китайском интернет-магазине за $18.

Нодальная планка длиной 140 мм. Куплена в китайском интернет-магазине за $18.

Для обычной панорамной (как пейзажной, так и интерьерной) съёмки подойдёт и более простое приспособление — нодальная планка (Nodal Plate). О ней мы и поговорим подробнее.

Параллакс возникает потому, что камера на штативе поворачивается не вокруг особой нодальной точки, а вокруг места крепления к штативу. Нодальная точка — это воображаемая точка на оптической оси фотоаппарата, в которой происходит пересечение лучей света. Если аппарат будет вращаться вокруг нодальной точки, параллакс наблюдаться не будет. Обычно эта точка расположена где-то между механизмом диафрагмы и передней линзой объектива.

Как работает нодальная планка? На одном её конце закрепляется фотоаппарат. Чтобы закрепить на ней камеру, потребуется штативная площадка распространённого стандарта Arca-Swiss. В моём случае это штативная площадка типа L-plate Она позволяет фиксировать камеру на штативе в вертикальном положении. Другой конец нодальной планки крепится на штативной головке (тоже совместимой со стандартом Arca-Swiss) вашего штатива. Расположение нодальной точки сильно зависит от объектива, установленного на камере.

Камера Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor и нодальная планка на штативе

Камера Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor и нодальная планка на штативе

Фиксация камеры в вертикальном положении с помощью площадки типа L-plate

Фиксация камеры в вертикальном положении с помощью площадки типа L-plate

Как найти нодальную точку для вашего фотоаппарата? Вам понадобится два любых узких вертикальных предмета (например, два карандаша). Один поставьте максимально близко к фотоаппарату, а другой — в нескольких метрах от него таким образом, чтобы карандаши пересекались друг с другом на фото. Экспериментальным путём найдите то положение аппарата с нодальной планкой на головке штатива, при котором выбранные вами предметы не изменяют своего расположения друг относительно друга, в каком бы месте кадра (с краю или по центру) они не оказались. Запомните это значение или нанесите на нодальную планку соответствующую пометку. Положение нодальной точки изменится, если вы смените объектив. Поэтому её нужно найти для каждого вашего объектива отдельно.

Камера на нодальной планке. Как видите, эффекта параллакса не наблюдается.

Камера на нодальной планке. Как видите, эффекта параллакса не наблюдается.

Объекты не меняют своего взаимного расположения независимо от позиции в кадре.

Объекты не меняют своего взаимного расположения независимо от позиции в кадре.

Нодальные планки бывают разной длины. При съёмке панорам я пользуюсь компактным и лёгким объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, и мне хватает короткой нодальной планки 140 мм, но если вы пользуетесь крупными широкоугольными объективами (например, Nikon 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S Zoom-Nikkor или Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED), лучше взять модель подлиннее (например, 200 мм).

Процесс съёмки панорамы с использованием штатива, нодальной планки и градиентного фильтра.

Процесс съёмки панорамы с использованием штатива, нодальной планки и градиентного фильтра.

Итак, мы познакомились с основными практическими аспектами съёмки панорам. Если всё получилось правильно, в итоге на карте памяти вашего фотоаппарата будут грамотно снятые кадры, из которых получится собрать панорамный кадр на компьютере. Тому, как и в каких программах можно работать с панорамами, будет посвящён наш следующий урок. Следите за обновлениями на сайте!

Как фотографировать панораму. Часть 1

Снимая архитектуру, пейзажи и даже людей, фотографы часто желают повысить детализацию и разрешение изображения, захватить широкий угол или создать уникальную фотографию, которую невозможно получить с помощью стандартного фотооборудования. В такие моменты на помощь приходит панорамная съёмка – эта техника отлично подходит для достижения таких целей. Хотя концепция и техника панорамной съёмки достаточно проста, она смущает многих фотографов.  Наиболее часто у фотолюбителей возникают вопросы о том, какое конкретно оборудование стоит приобрести для съёмки отличных панорам. И это, безусловно, один из самых больших мифов о панорамной фотографии — ведь такое оборудование вам редко когда понадобится! Большинство панорам, что я снял к настоящему времени, я отснял без специализированного панорамного оборудования. И, хотя у меня есть панорамная штативная головка, я редко её использую. Ниже вы узнаете почему.

Панорама Забриски-пойнт. Это самая крупная панорама, отснятая мной к настоящему времени. С разрешением в 400 Мп это изображение настолько детализировано, что его можно распечатать на всю стену с довольно хорошим dpi. Даже с современной цифровой камерой с высоким разрешением я не смог бы создать подобное изображение за один кадр. Кстати, данный снимок был сделан с использованием обычного штатива.

Нужна ли панорамная головка?

Давайте начнём с самого главного мифа, связанного с панорамой – необходимости использования панорамной головки. Многие фотографы утверждают, что её наличие для съёмки панорам просто необходимо. Это, конечно же, не так, и я стараюсь держаться подальше от таких утверждений. Фактически, панорамная головка требуется только в том случае, когда на переднем плане сцены присутствуют объекты близко расположенные к камере, или если вы используете технику съёмки, отличающуюся от поворота или наклона объектива. Когда вы фотографируете с высокой точки или точки, объекты переднего плана которой расположены в зоне фокуса на бесконечности, у вас не должно возникнуть никаких проблем с параллаксом. Таким образом, можно легко снять большую панораму без специального оборудования. Например, фотография, которую вы видели в начале статьи, также была отснята без использования панорамной головки.

Итак, почему я не использую штатив и панорамную головку, когда я мог бы их использовать? На то есть несколько причин – давайте рассмотрим их подробно.

Закат в дюнах. Панорама. Эта панорама была снята с рук. Условия освещения из-за ветра и облаков менялись очень быстро, так что времени на установку штатива не было. Хотя, во время съёмки было приложено максимум усилий для наиболее плавного поворота камеры и уменьшения вибраций, всё же при редактировании в  Photoshop пришлось подчищать кое-какие нежелательные артефакты.

Отсутствие времени для подготовки к съёмке панорамы

Нехватка времени является одной из самых веских причин, чтобы отказаться от использования панорамной головки. Хотя, до начала съёмки я делаю всё возможное для подготовки к фотосъёмке (как правило, я заранее исследую место, где я планирую фотографировать), у меня не всегда есть время для полной установки и настройки оборудования для панорамы. К сожалению, как только вы начинаете снимать сложные панорамы, особенно, состоящие из нескольких линий, вы понимаете, что подготовка, установка и настройка оборудования занимает много времени. Кроме того, если вы снимаете панораму с объектами на переднем плане или на больших фокусных расстояниях, то параллакс может стать потенциальной проблемой, так что вам придётся убедиться, что вы вращаете камеру вокруг нодальной точки объектива (которую вам нужно узнать заранее). И не дай бог, если вы решите изменить первоначально выбранное фокусное расстояние, не найдя новую нодальную точку – это верный рецепт потенциальной катастрофы.

Короче говоря, съёмка и сшивание сложных панорам требует много времени и терпения, и вы должны быть готовы ко встречи с трудностями, поджидающими фотографа на этом пути.

Ветер — главный враг панорамной съёмки

Ветер – это еще одна причина, по которой стоит отказаться от съёмки панорам. Если погода ветреная – забудьте о панораме. Ветер не только раскачивает такие объекты, как деревья и трава, делая процесс сшивания крайне сложным, но и может вызывать вибрацию всей вашей установки, что потенциально может привести к размытию изображений. Одно из самых больших разочарований, поджидающих фотографа при съёмке панорам – обнаружить, что одно из последовательно отснятых изображений размыто! У меня есть немало замечательных панорам, которые остались незавершёнными только потому, что одно или пара изображений из серии были полностью  непригодны для использования. Почему я не уделяю этому моменту достаточно внимания непосредственно при съёмке? Весь вопрос во времени, и об этом – ниже.

Кива Меса Верде. Панорама. Эта панорама была снята вручную, без какого-либо панорамного оборудования – для него просто не было места. Изображение нельзя назвать идеальным – если вы приглядитесь внимательно, то найдете некоторые ошибки параллакса. Кроме того, форма кивы (кива – ритуальное помещение у индейцев – прим. spp-photo.ru)  получилась весьма странной и перекошенной.

Изменяющиеся условия освещения и облака – выдержка, сроки и темп при съёмке панорамы

При съёмке таких критических моментов, как восход и заход солнца, когда всё происходит слишком быстро, вы быстро можете испытать разочарование от рения снимать панораму. Почему? Потому что сцена слишком быстро изменяется, и вы не успеете заснять её при помощи панорамной установки, особенно если серия включает в себя больше, чем 5-6 кадров. Если вы фотографируете в условиях низкой освещённости – которые обычно сопровождают восход или закат – на длинной выдержке (например, дольше, чем 1/2  сек.), то съёмка панорамы может быть плохой идеей. Прежде всего, в такие пиковые моменты уровень освещённости меняется слишком быстро. Даже если вы снимаете в полностью ручном режиме или заблокировали экспозицию (это обязательное условие при съёмке панорам), к тому времени, как вы снимите всю серию кадров, яркость сцены может резко измениться, что сделает невозможным сшивание панорамы. Кроме того, длинные выдержки слишком изменяют сцену! Например, если в кадре присутствуют облака, то даже выдержка в полсекунды может быть слишком длинной для съёмки панорамы, так как на последнем кадре серии облака будут в месте, совершенно отличающемся от того, в котором они были на первом.

Так что, если вы решите снимать панораму с изменяющимися условиями, то вам следует заранее продумать, как всё сделать в очень быстром темпе. Если же снимаемая сцена изменяется очень быстро, то панорамная съёмка может стать пустой тратой времени.

Закат в песчаных дюнах. Панорама. Ещё одна панорама, которую я отснял с рук, без какого-либо панорамного оборудования. Во время съёмки я стоял на вершине дюны, так что я мог не беспокоиться об объектах на переднем плане и проблемах с параллаксом. Погода была холодной и ветреной, так что мне пришлось увеличить ISO, чтобы сократить выдержку.

Отвлекающие элементы и сцены, нежелательные для съёмки панорамы

Многим фотографам, в том числе и мне, с опытом приходит умение определять сцены, снимать панорамы которых не стоит. В одних случаях сама сцена не очень фотогенична или в ней присутствует слишком много отвлекающих элементов, в других – её освещение слишком плоское. У меня есть немало панорам, которые я не довёл до конца, потому, что не был доволен результатом. Одно дело, когда вы снимаете панораму для практики, и совсем другое – когда вы нацелены на какой-то результат, а в итоге получаете изображение, мало чем отличающееся от среднестатистической неудачной фотографии.

Иногда гораздо полезнее потратить время на поиски интересного места для съёмки, чем возиться с расчётом нодальной точки или потеть над сшиванием панорамы и удаления нежелательных артефактов.

А как насчет траты денег на дорогое панорамное оборудование, которое, к тому же слишком тяжёлое, чтобы постоянно таскать его с собой? Я ценю своё время и если я вижу сцену, абсолютно непригодную для съёмки, я не буду её снимать. Чем больше мусора вы снимаете, тем больше времени вы тратите.

Бессмысленная панорама. Это одна из первых моих панорам. Почему я её снял? Потому что в то время я понятия не имел, что делал.

Требования к накопителю и компьютеру при панорамной съёмке

Еще одна причина, по которой вы, возможно, захотите держаться от панорам подальше – требования к хранилищу и производительности компьютера. Хотите знать, сколько примерно весит 400-Мп панорама Забриски-пойнт? Почти 4 Гб! Да, это размер всего лишь одного файла. На самом деле, даже Lightroom не мог справиться с таким файлом, поэтому мне пришлось сохранить его в другом формате (PSB) – файлы более 2 Гб не могут быть сохранены в формате TIFF. Но это не самое худшее – процесс сшивания панорамы доставил немало хлопот. Поскольку для сшивания панорам я предпочитаю использовать Lightroom (так как, начиная с 6 версии, он способен создавать DNG файлы, которые могут быть обработаны, как RAW), то обработка многорядных панорам может занять много времени, а в некоторых случаях и вызвать зависание и вылет Lightroom. Процесс сшивания панорамы Забриски-пойнт мне пришлось повторить около 10 раз, прежде чем панорама, наконец-то, была сшита без проблем. Я пробовал работать с PTGui, и, хотя, в целом этот редактор показал очень хорошие результаты, он не может сохранять изображение в DNG.

Вторая волна неприятностей поджидала меня на стадии редактирования. И Photoshop, и Lightroom превратили мой суперпроизводительный компьютер в настоящее барахло. Я быстро понял, что 32 ГБ оперативной памяти для обработки такого изображения просто недостаточно. Всё, чего бы мне хотелось в тот момент – вернуться в прошлое и снять панораму с меньшим разрешением. Помните об этом. Если только вы не снимаете панораму, состоящую из нескольких кадров, то будьте готовы к тому, что загрузив изображения на компьютер, вы можете столкнуться со множеством трудностей. Мне даже сложно представить, через что проходят такие фотографы, как Аарон Прист, сшивая многорядные панорамы, отснятые в HDR (кстати, не забудьте познакомиться с его прекрасной статьёй о съёмке Млечного Пути)!

Читать: Как фотографировать панораму. Часть 2>

Автор и фото: Насим Мансуров / Photographylife.com

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях

 

Об авторе: spp-photo.ru « Предыдущая запись Следующая запись »
Как перестать беспокоиться и начать снимать панорамы / Хабр

Иногда технических возможностей фототехники не хватает для того, чтобы запечатлеть ту картину, которая предстает нашему взору. В такие моменты приходится идти на всякие ухищрения, без которых фотография просто не получится.

Например, один из моих любимых объектов съемки — облака. Я очень люблю наблюдать за небом, как облака появляются, перекатываются из одной фигуры в другую, исчезают, и на их месте появляются новые. Но для того, чтобы сделать красивую фотографию облаков зачастую недостаточно разрешения и угла обзора цифровой камеры, поэтому приходится делать панорамы. Панорамная фотография — это общая фотография, собранная из множества отдельных кадров с фрагментами сцены. Процесс сборки панорамы в редакторе называется склейкой панорамы. Я не буду расписывать каждый шаг — дам общую информацию, которая позволит начать клеить панорамы, а уж детали программ разберете сами, если будет желание.

Фотографировать и клеить панораму не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для съемки есть простые правила, придерживаясь которых можно получить хороший исходный материал для склейки панорамы.

Первое правило — использовать одинаковую экспопару для всех фрагментов. То есть, надо перевести камеру в режим «М», выставить чувствительность, выдержку и диафрагму и с этими параметрами снимать все кадры для склейки панорамы. Для того, чтобы узнать эти параметры, сделайте несколько тестовых кадров интересующих фрагментов будущей панорамы и посмотрите, что получается.

Второе правило — снимать с перекрытием как минимум на 1/3 кадра. То есть, если вы, например, фотографируете панораму в один ряд двигая камеру справа налево, то левая 1/3 часть кадра становится на следующем кадре правой 1/3.


Здесь перекрытие даже больше, чем на 1/3

Третье, даже не правило, а скорее рекомендация, старайтесь не снимать панораму широкоугольным объективом, иначе получите большие переспективные искажения в геометрические искажения, привносимые объективом, скажутся на итоговой картинке.


Здесь неузнаваемо изменились прямые улицы. Снято на 24мм (34 вертикальных кадра в 3 ряда. Разрешение панорамы — 16782х9071, 152 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)

Таким образом, руководствуясь этими простыми правилами, можно получить отличный материал для последующей склейки панорамы.

Итак, у вас есть материал, пора приступать к склейке. Для начала, если вы снимаете в RAW, надо сконвертировать фотографии с одинаковыми настройками, чтобы фрагменты панорамы не отличались друг от друга по экспозиции. После этого нужно в фотошопе выбрать пункт меню Photomerge и загрузить исходные фотографии

Чаще всего фотошоп в автоматическом режиме прекрасно собирает панорамы без вмешательства пользователя.

Для более сложных случаев я предпочитаю использовать программу PTGui.

В особо сложных случаях, когда программа не сможет сама сопоставить фрагменты, она попросит это сделать вас.

Вот, к примеру, панорама, собранная в фотошопе:


Снято на Sony Nex-3 с объективом Pentax 50/2 (89 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 26750х11024, 295 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)


Кроп масштабом 100%. Обратите внимание на птицу внизу справа.


А это исходные кадры. Снимал вертикальными полосами снизу вверх, слева направо.

Автоматика иногда не может все сделать правильно и иногда приходится вмешиваться в процесс склейки, или корректировать результат.

Помимо пейзажей с помощью панорамирования можно имитировать съемку на большеформатные камеры, когда нужно получить широкий угол обзора и малую глубину резкости. Этот метод называют методом Бренайзера. Другое название — бокерама. Суть в том, что мы снимаем фрагментарно, например, портрет телеобъективом, а затем собираем из этих кадров панораму.


Снято на Nikon D300 с объективом Nikkor 85/1.8D (50 горизонтальных кадров. Разрешение панорамы — 11470х14337, 164 МПкс) Большой размер (4096 точек по длинной стороне)


Кроп масштабом 100%.


А это исходные кадры. Снимал горизонтальными полосами слева направо, снизу вверх.

Вот, кратко, но, кажется, вполне понятно рассказал о том, как я снимаю панорамы. Надеюсь вам понравилось. Если есть вопросы — задавайте в комментариях. И еще — стоит ли продолжать цикл статей по фотографии (в том числе и с ИТ-уклоном — лазерные триггеры для вспышки)?

UPD: В комментариях Hesed дал ссылку на калькулятор Бретта для метода Бренайзера. Делюсь ссылкой и выражаю ему благодарность.

Как использовать панорамную камеру на iPhone для съемки панорам

How to use Panorama camera mode on iPhone How to use Panorama camera mode on iPhone

Камера Panorama — это одна из лучших функций приложения iPhone Camera, позволяющая с невероятной легкостью делать невероятно высококачественные панорамные снимки без добавления дополнительных приложений на ваш iPhone.

Удивительная функция фотосъемки теперь встроена непосредственно в iOS и работает на всех современных устройствах iPhone как часть приложения Camera.

Если вы не знакомы с функцией панорамной камеры iPhone или еще не использовали ее, в этом пошаговом руководстве показано, как ее использовать, а также предлагаются советы по получению хороших панорамных изображений.

Как использовать Panorama Camera на iPhone

В современных версиях iOS, включая iOS 11, 10, 8, 9 и т. Д., Доступ и использование функции панорамной камеры iPhone очень просты, это один из вариантов в приложении «Камера»:

  1. Откройте приложение «Камера» и проведите пальцем по нижним опциям, пока не будет выбрана опция «PANO».
  2. iPhone panorama camera mode iPhone panorama camera mode

  3. Как обычно нажмите на кнопку камеры, начнется захват панорамного изображения, iPhone будет устойчивым при медленном панорамировании изображения.
  4. По окончании снова нажмите кнопку камеры, чтобы завершить захват панорамного изображения
  5. .

Ваше панорамное изображение будет сохранено в приложении «Фотографии» вместе с другими изображениями, как обычно.

Панорамные фотографии

могут быть довольно большими по размеру и разрешению файла, поэтому будьте готовы к обработке большого изображения, если вы собираетесь делиться, редактировать или иным образом использовать изображение.

Практически нет времени ожидания, пока создается окончательное изображение, в результате того, как Apple в основном «рисует» изображение в режиме реального времени при съемке панорамы.

Вы можете нажать на изображение ниже, чтобы увидеть полноразмерное панорамное изображение некоторых действительно красивых пейзажей, снятых на iPhone:

Panorama photo taken from iPhone 5 small Panorama photo taken from iPhone 5 small

5 советов для получения лучших панорамных фото результатов

  • Держитесь ровно и стремитесь к центру вдоль предоставленной линии
  • Двигайтесь медленно по горизонтали, чтобы обеспечить регулировку освещения в качестве панелей изображения
  • Коснитесь области нейтрального освещения для начальной экспозиции, избегайте блокировки экспозиции в резко меняющихся условиях освещения
  • Если у вас есть артефакты и / или области с черными пикселями, используйте Обрезку непосредственно на iPhone, чтобы мгновенно очистить их
  • Вы также можете снимать панорамные фотографии слева направо или вертикально, просто нажав на камеру или повернув iPhone

После того, как Panorama активна, медленное движение и постоянное удержание, чтобы «нарисовать» панорамную фотографию, дает наилучшие результаты.Если вы двигаетесь слишком быстро, камера не успеет должным образом адаптироваться к изменениям освещения, и на конечном изображении могут появиться артефакты либо в виде черных пикселей для пропущенных областей, либо вне направляющей линии, либо в виде коренастых переходов. Вы можете увидеть пример короткого переходного артефакта, который может возникнуть при быстром движении в дальнем правом углу этого очень красивого примера панорамного изображения с iPhone 5.

Панорамные снимки хранятся в приложении «Фотопленка» в обычном режиме, и вы можете отправлять их по электронной почте или отправлять сообщения, как вы ожидаете.Если вам нужна версия панорамного изображения высочайшего качества, вам необходимо подключить iPhone к компьютеру и передать фотографии по USB, в противном случае он будет автоматически сжат и уменьшит размер файла и разрешение до 5000 × 1000. и 8000 × 2000, чтобы сохранить использование данных и сделать его разумным для открытия на устройствах iOS и в электронной почте. Оригинальные панорамные фотографии гигантские, размером около 20 000 x 4000 пикселей, поэтому будьте готовы к тому, что место для хранения iPhone быстро исчезнет, ​​если вы возьмете их много.

Нажмите ниже, чтобы запустить абсолютно красивый образец панорамного снимка iPhone, разрешение уменьшено с полноразмерного 20k x 4k до 5597 x 1024 (большое спасибо Райану за то, что он сделал эту удивительную фотографию и позволил нам ее опубликовать!):

Panorama photo taken from iPhone 5 small Panorama photo taken from iPhone 5 small

Фотосъемка панорамы с помощью iPhone и более ранних версий iOS

В предыдущих версиях iOS доступ к режиму «Панорамная камера» был доступен, хотя и немного отличался. Вот как в iOS 6 например:

  1. Open Camera (с экрана блокировки самый быстрый способ)
  2. Нажмите «Опции» вверху, затем нажмите «Панорама» в меню
  3. .
  4. Нажмите кнопку камеры, чтобы начать делать снимок, затем медленно двигайтесь, сохраняя стабильность iPhone во время рисования панорамного изображения
  5. Закончите, дойдя до конца панорамной направляющей или снова нажав кнопку камеры.

Panorama Camera on iPhone Panorama Camera on iPhone

Наконец, хотя встроенная камера Panorama ограничена новыми устройствами, такими как модели iPhone X, iPhone 8, 7, Plus, 6s, 6 Plus, 5S, 5 и 4S, старым iPhone не совсем не повезло … если вы Если у вас есть iPhone 4, iPhone 3GS или вы хотите снимать панорамы с iPod touch или iPad, в App Store за 2 доллара можно купить отличное стороннее приложение под названием Dermandar.

Похожие

,
Как делать великолепные панорамные фотографии с помощью iPhone

Вы когда-нибудь наслаждались великолепным видом, который вы хотели бы сделать, только чтобы обнаружить, что вы не можете вписать его в одну фотографию? Это когда панорамные фотографии пригодятся.

Раньше создавать панорамы было очень тяжело, и только опытные фотографы знали, как это сделать. К счастью, все изменилось за последние годы, и теперь очень легко создавать красивые панорамные фотографии прямо на вашем iPhone.Забудьте о ручном сшивании фотографий на вашем компьютере. IPhone может сделать все для вас.

В этой статье вы узнаете, как делать панорамные фотографии с помощью встроенного в камеру приложения iPhone, а также с помощью сторонних панорамных приложений. Мы также сравним результаты, чтобы выяснить, какой из этих вариантов обеспечивает наилучшие результаты.

Вариант 1. Встроенная панорама iPhone

С появлением iOS 6 появилась возможность делать великолепные панорамные фотографии прямо в приложении камеры вашего iPhone.Функция панорамы работает только с iPhone 4S, iPhone 5 и iPod touch последнего поколения, поэтому, если у вас старое устройство, вам нужно использовать другое приложение для панорамы.

Чтобы получить доступ к функции панорамы, откройте приложение «Камера» на iPhone, нажмите «Параметры» и выберите «Панорама». Это запустит режим панорамы, который более подробно объясняется в следующем видео.

Вот панорамное фото, которое было снято в этом видео (нажмите, чтобы увеличить).

 no script

Как правило, встроенная панорама iPhone отлично справляется со слиянием нескольких изображений.Как вы можете видеть выше, все переходы выполнены безупречно, поэтому встроенная панорама является хорошим выбором в большинстве ситуаций.

Однако встроенная панорама iPhone имеет два недостатка. Во-первых, он имеет тенденцию бороться с экспозицией в сценах с большим динамическим диапазоном. Как вы можете видеть выше, центральная часть фотографии в значительной степени переэкспонирована, и все детали неба потеряны.

Другим недостатком является то, что высота вашего изображения ограничена тем, сколько вы можете видеть через объектив вашего iPhone в портретной ориентации.Другие панорамные приложения позволяют создавать панорамные фотографии более высокого уровня, но эта функция недоступна во встроенном панорамном режиме iPhone.

Вариант 2: приложение 360 Panorama

Еще один способ создания панорамных фотографий на iPhone — использование приложения 360 Panorama. Это платное приложение, и в настоящее время оно продается за $ 0,99 в App Store. Следующее видео покажет вам 360 Panorama в действии.

Вот панорамное изображение, которое было снято в этом видео (нажмите, чтобы увеличить).

 no script  no script

В общем, я был довольно разочарован тем, как 360 Panorama работает. Небо сильно переэкспонировано, и береговая линия в центре фотографии не сшита точно.

С другой стороны, средство просмотра панорамы «виртуальной реальности», о котором я упоминал в видео, действительно круто. Если вы хотите поиграть с ним и повеселиться, вы должны купить это приложение. В противном случае это, вероятно, не стоит, поскольку алгоритм сшивания довольно неточен.

Вариант 3: приложение Photosynth

Еще одним способом съемки панорамных фотографий является использование приложения Photosynth от Microsoft.Это приложение в настоящее время бесплатно, и оно также предлагает расширенные функциональные возможности панорамы. Следующее видео покажет вам, как использовать это приложение.

Это первая фотография, снятая внутри видео (нажмите, чтобы увеличить).

 no script  no script

Эта фотография была сшита очень точно, и экспозиция точна по всему изображению. Встроенный в iPhone панорамный режим iPhone одинаково хорошо справлялся со сшиванием, но Photosynth, похоже, лучше поддерживает правильную экспозицию по всей сцене.

Вот второе изображение, которое было захвачено внутри видео.

 no script  no script

Здесь я захватил ту же сцену, на этот раз добавляя больше места в небе. Как и ожидалось, эта панорама выглядит не так хорошо, как предыдущая, так как она сочетает в себе гораздо больше фотографий. Как правило, сшивание выполняется точно, но в центральной части изображения есть существенные проблемы с цветом и яркостью.

Похоже, что приложению было трудно справиться с экстремальным динамическим диапазоном в центральной части этой фотографии.Результаты, вероятно, будут лучше в сцене, которая имеет более ровный свет.

Вердикт

Из приложений панорамы, которые были протестированы в этой статье, Photosynth, похоже, показал себя лучше всего. Эта строчка была очень точной, и она могла поддерживать правильную экспозицию по всей сцене лучше, чем другие альтернативы. И лучше всего, это бесплатно. С Photosynth вы получите лучшие результаты, если будете сшивать изображения только по горизонтали, а не по вертикали.

Встроенное в камеру приложение для iPhone также является хорошим вариантом, но, похоже, работает хуже, чем Photosynth, когда экспозиция должна сильно различаться по всей сцене.

Дополнительные советы

При съемке панорамных снимков следует избегать движущихся объектов. Поскольку панорамные фотографии объединены из нескольких отдельных изображений, у вас возникнут проблемы, если сцена меняется во время съемки панорамы. Точно так же вы не должны сильно двигаться, поскольку ваши собственные движения изменят угол, с которого сделаны фотографии.

Эти принципы хорошо объяснены в разделе справки Photosynth.

Panorama Tips Panorama Tips no script

При этом практически невозможно удерживать iPhone в одном и том же положении, в то время как вы продолжаете двигаться, чтобы захватить панораму.Тем не менее, вы можете минимизировать влияние непреднамеренного изменения положения вашего iPhone, только снимая отдаленные виды. Чем дальше ваши предметы от вас, тем меньше вы будете беспокоиться о том, чтобы слишком сильно двигать iPhone.

Наконец, панорамные изображения позволяют вам проявить креативность способами, которые были бы невозможны в противном случае. Вы когда-нибудь хотели, чтобы один и тот же человек случайно появлялся на вашей фотографии дважды? С помощью панорамных фотографий вы можете сделать именно это…

Panorama Tips no script  no script

Это изображение было сделано в Копенгагене с помощью встроенной функции панорамы iPhone.Я начал захват с левой стороны изображения и сказал моему другу, чтобы он оставался совершенно неподвижным. Как только он вышел из кадра, он обошел меня сзади и остановился справа от меня, где он снова остановился, чтобы я мог закончить панораму.

Галерея

Вот еще три панорамные фотографии, которые я сделал во время моей недавней поездки в Соединенные Штаты. Все эти фотографии были сделаны с использованием встроенного режима панорамы моего iPhone 4s. Я надеюсь, что они вдохновят вас выйти и сделать свои собственные панорамные фотографии.

 no script  no script

Это Тихий океан в Ла-Хойя, Калифорния. Действительно удивительное место.

iOS 6 Panorama iOS 6 Panorama no script

Это Йосемити, одно из величайших чудес природы в мире. Половина Купола заметно видна справа. Если вы нажмете на изображение, чтобы увеличить его, вы также увидите Yosemite Falls слева.

iOS 6 Panorama iOS 6 Panorama no script

Это гавань в Монтерее, штат Калифорния. Вы видите Рыбацкую пристань справа? Они подают лучший суп из раскладушек, который я когда-либо пробовал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *