Фото правила: 10 правил фотографии — Фотосклад.Эксперт

Содержание

10 правил фотографии — Фотосклад.Эксперт

Фотография, как и любое искусство, субъективна — строгих правил, которых необходимо придерживаться, в ней нет. Но это вовсе не означает, что можно направить объектив в любую сторону, нажать на кнопку, и получить великолепный кадр, не прилагая усилий. Фотография состоит из множества элементов: это и качество камеры, и ее разрешение, и умение работать с диафрагмой и освещением, и композиция. Большинство фотографов соглашаются во мнении о том, что кадр не ограничивается пределами снимка: он должен рассказывать историю, наталкивать на мысль и захватывать внимание персонажем или объектом. Перед вами десять простых правил, которые особенно важны при съемке и помогут сделать кадр достойным внимания.

  • Правило Третей
  • Правило Третей — это вариация на тему золотого сечения: практики, применяемой в живописи и архитектуре. По сути, ключевая цель этого правила — баланс пространства снимка и размещения предметов внутри кадра.

    Для того, чтобы соблюсти правило третей, необходимо мысленно поделить изображение внутри видоискателя на 9 одинаковых сегментов двумя горизонтальными, и двумя вертикальными линиями. Ключевые элементы в кадре должны располагаться либо по этим линиями, либо на их пересечении. Независимо от того, снимаете Вы портрет, предмет, или природу, это правило срабатывает в любом случае.


  • Баланс Элементов
  • Мы уже отметили, насколько важен верный баланс. В кадре не должно быть визуального “перевеса” в одну сторону. Если вы, согласно предыдущему правилу, размещаете главный предмет в кадре не по центру, это действительно создает более интересный снимок. Однако, есть у этого и обратная сторона — может получиться так, что в противоположной стороне кадра образуется пустота. Соответственно, зрительно, вес будет сосредоточен там, где расположен центр композиции. Этого можно легко избежать, разместив в пустом пространстве менее существенный объект, который заполнит место, но не отвлечет внимания от главного.


  • Линии
  • Когда мы смотрим на любой снимок, интуитивно, наш взгляд проходится по линиям, изображенным на фото. Поэтому, верно расположив линии, можно предугадать как именно зритель будет смотреть на полученный кадр. Это работает точно так же, как перспектива в городской архитектуре. По сути, линии должны “затягивать” зрителя в картинку: например, лестницы, рельсы и так далее. Когда все линии ведут к объекту, он становится подчеркнутым зрительным центром, у изображения появляется история и гармоничная композиция.


  • Точка зрения
  • И в плане композиции, и в плане настроения, огромное влияние на итоговое восприятие имеет точка зрения — место, откуда ведется съемка. Недостаточно просто встать перед персонажем и нажать на кнопку, нужно выбрать место так, чтобы подчеркнуть желаемые эффекты. Именно поэтому фотограф должен быть динамичен — снимать сверху, снизу, в перспективе из угла, издалека или вблизи.

    Главное при этом — не забывать обо всех предыдущих правилах, чтобы картинка оставалась цельной и грамотно закомпанованной.


  • Фон
  • Объективы умеют многое, но они так и не приблизились по восприятию к человеческому глазу. Глаз способен различать различные элементы в пространстве и воспринимать объем. Камере же требуется фокус, но и объект, и фон могут получиться плоскими, слишком темными и так далее. Так все то, что мы видели без видоискателя, на готовом кадре может выглядеть не так уж и прекрасно. Поэтому фоны для портретов предпочтительно должны быть простыми и не отвлекающими от центра изображения. Во многих случаях для большей фокусировки на объекте, при обработке используется виньетка. Она затемняет углы и фон, выделяя центр светом.


  • Симметрия и текстуры
  • Повсюду нас окружает симметрия, будь она природной, или рукотворной. Все вокруг создает текстуры и узоры. И то, и другое, может как нарушить картинку, так и создать, порой неожиданные преимущества. Для того, чтобы использовать их в свою пользу, нужно уметь с ними работать. Как мы уже говорили, линии могут подводить нас к центру композиции, текстуры же справляются с заполнением пустого пространства однородной массой. При умелом использовании, они создают напряжение и атмосферу снимку.


  • Глубина
  • Возвращаясь к теме объема, на его создание работает все: фокус, освещение и, конечно, глубина. Великолепный способ подчеркнуть объемность снимка — это многоуровневость элементов. Расположите что-то чуть дальше, а что-то — чуть ближе и у изображения появится глубина. Еще один способ — это перекрытие одного элемента другим — расположение так, что один объект слегка перекрывает другой. Дальше вся ответственность на восприятие переходит на взгляд смотрящего: глаза естественно распознают уровни и мысленно разделяют их, благодаря чему у картинки появляется глубина.


  • Рамки
  • Нет, речь вовсе не о деревянных рамках для фото: вокруг нас есть миллионы мест и объектов, которые создают великолепные естественные рамки.

    Это могут быть арки, деревья, улицы, окна и многое другое. Если умело расположить предмет или персонажа в этой рамке, не обязательно ровно или строго по центру, можно сфокусировать внимание зрителя на центре композиции, при этом отделить главное от окружения. Результат — это изображение, в котором четко выделен основной объект. Это также можно использовать иносказательно, чтобы подчеркнуть отделение одного от другого. По сути, творческая свобода в этом плане безгранична и упирается только в то, что именно вы, как фотограф, хотите донести до зрителя.


  • Кадрирование
  • Конечно, кадрировать фото можно при пост-обработке, однако, любой профессионал с уверенностью скажет, что важнейшее умение — сократить обработку до минимума, тем самым, кадрируя снимок в процессе съемки. При помощи кадрирования, можно избежать излишнего “шума” — лишних элементов, которые будут отвлекать внимание. Поэтому, порой фотограф заполняет пространство снимка исключительно персонажем.

    Этот прием нередко используется в психологических портретах. Словом, если цель — сосредоточить внимание на персонаже, лучше всего кадрировать так, чтобы он заполнил пространство.

    В приведенном ниже примере внимание отвлекает пересвеченное пространство справа от модели. Если же его убрать, у картинки появляется цельность и настроение.


  • Эксперименты
  • Главное правило, пожалуй, самое простое — научитесь доверять собственному взгляду, собственному восприятию. Пробуйте и ошибайтесь, снимайте больше и чаще, выбирайте лучшие снимки и повторяйте успешные попытки. Ведь мы никогда точно не знаем, какой получится фотография, пока не сделаем ее.

    Нарушаем правила фотографии и получаем великолепные кадры. Урок фотографии

    Если Вы уже хорошо изучили правила фотографии, вы можете смело начинать их ломать, воспользовавшись несколькими советами:

    1. Держим камеру под углом. Одно из правил фотографии заключается в том, чтобы горизонт на снимках был горизонтальным, а вертикальные линии – вертикальными. В большинстве случаев стоит строго придерживаться данного правила (например, при съемке пейзажей, когда горизонт однозначно должен быть ровным), Но нарушение этого правила поможет получить снимки с драмой, ощущением энергии, действия и веселья. Ключом к нарушению данного правила служит то, что его нужно нарушать не слегка, а основательно, фотографируя под большим углом, чтобы зритель понял, что фотография сделана так специально, а не случайно.

    2. Нарушаем правило третей. Старое доброе правило третей хорошо работает в большинстве случаев. Правило третей делает фотографии более удачными в композиционном плане, но если вы его хорошо усвоили, то можете смело нарушить его, поместив объект съемки, к примеру, ровно по центру кадра. Поэкспериментируйте, снимая одну и ту же фотографию используя правило третей, либо нарушая его, и вы убедитесь, насколько разными по смыслу могут получиться фотографии одного и того же места.

     

    3. Игнорируем активное пространство перед движущимися объектами. Еще одно композиционно правило – это создание активного пространства для движущихся предметов. Идея заключается в том, что, фотографируя объект, который движется, нужно оставить больше свободного места перед ним, а не за ним. В этом случае у зрителя возникнет интерес, куда движется объект и возникнет ощущение ожидания. Как соблюдение, так и несоблюдение данного правила дает возможность получить отличные результаты. Нарушение правила придаст снимку скорости и позволит зрителю представить, где объект съемки был, а не куда направляется. К примеру, снимок слева не был бы настолько драматичен, если бы не след от самолета, расположение самолета на краю снимка придает ему динамичности и кажется, что самолет вот-вот вылетит за края фотографии.

     

    4. Экспериментируйте с кадрированием портретов. Правило активного пространства применимо и к портретной съемке. Делая портрет, фотограф старается дать объекту съемки больше пространства для взгляда. Это позволяет создать ощущение того, что человек на портрете смотрит куда-то в даль. Тем не менее, нарушение данного правила позволяет получить не менее интересные снимки, чем его соблюдение. Снимая в следующий раз портрет, поэкспериментируйте с кадрированием, и вы увидите, что разные точки съемки придадут разное настроение портрету.

     

    5. Снимаем умышленно смазанные фотографии. Одно из основных правил это то, что при съемке камера должна быть максимально неподвижна. Для этого можно использовать штатив или монопод, чтобы избежать малейшего движения камеры. Тем не менее, целенаправленное дрожание камеры придаст снимку ощущение движения, энергии и возбуждения. Такого эффекта можно добиться при помощи выдержки, немного меньшей, чем обычно, либо двигая камеру во время экспозиции.

     

    6. Используем высокое ISO для зернистых снимков. Еще одно из правил композиции заключается в том, что на фотографии не должно быть шумов, этого можно добиться, используя минимальное значение ISO для каждой степени освещенности.

    Это поможет получить максимально четкие и чистые снимки. Опять же, хорошо усвоив данное правило, можно его попробовать его нарушить, экспериментирую с более высоким ISO, чем нужно. Зерно и шумы на фотографии, придадут снимку необычное настроение.

     

    7. Делаем снимки «вне фокуса». Четкое и детализированное изображение – это то, к чему нужно стремиться. Но целенаправленная съемка объекта таким образом, чтобы он был не в фокусе, поможет получить интересные мечтательные образы. Существует 2 способа получения нечетких фотографий:

    • Фокусировка не на главном объекте съемки, а на второстепенном
    • Фокусировка далеко за или перед объектом съемки (в этом случае лучше не использовать автофокус).

    Со вторым способом придется поэкспериментировать, чтобы объект на снимке был не полностью размыт, а узнаваем.

     

    Данные советы будут хороши в том случае, если вы уже достаточно хорошо освоили композиционные правила и теперь сможете не просто их нарушать, а нарушать грамотно, что позволит разнообразить Ваши снимки.

    7 правил фотографии, которые можно и нужно нарушать

    Правила придуманы для того, чтобы их нарушать! Не так ли? Все правила в фотографии должны лишь направлять, а не ограничивать ваше творчество!

    В этой статье вы найдёте 7 примеров того, как нарушение общепринятых правил фотографии может помочь создать более эффектный снимок.

    Правило 1: Придерживайтесь правила третей при построении композиции кадра

    Правило третей говорит, что вы должны убедиться, что ваша основная точка фокусировки расположена на пересечении одной или нескольких из четырёх воображаемых линий, разделяющих ваш кадр на 9 квадратов.

    Однако есть немало фотографий, в которых размещение объекта съёмки по центру кадра позволяет получить более яркое изображение. Например, дорога, тропинка или даже извивающаяся река, тянущиеся от нижнего края кадра к горизонту, могут выглядеть лучше, если их расположить в центре.

    Это же касается снимков с выраженной симметрией. Длинный стол, накрытый для ужина с рядами стульев и рядами тарелок, стаканов и столовых приборов на нём, сделает фотографию более интересной, если он будет расположен в центре кадра.

    То же самое можно сказать и о съёмке эскалаторов, ступеней, пирсов и туннелей — размещение их в центре кадра может помочь увеличить их длину, создавая иллюзию их бесконечности.

    Портреты, снятые с учётом правила третей, более приятны для зрителя. Но если вы снимаете портрет, который должен выглядеть жутко и непривычно, разместите лицо модели в центре кадра — это усилит его эффект.

    Правило 2: Делите изображение на две неравные части

    Работая с горизонтом или линиями, следует избегать разделения изображения на две равные части. Желательно, чтобы линия горизонта находилась немного выше или ниже середины кадра, в зависимости от того, где располагается объект съёмки. А линии в кадре лучше располагать слева или справа от центральной оси. Так гласит правило.

    Тем не менее, деление изображения на две равные части даст вам эффектный снимок, особенно если вы собираетесь заснять что-то абстрактное, акцентируя внимание на контрасте разных частей фотографии.

    Правило 3: Не заваливайте горизонт

    Не заваливайте горизонт — это правило очень важно для пейзажей. Но существует немало других объектов и сцен, которые будут смотреться более динамично, если наклонить камеру при их съёмке.

    Если вы собираетесь что-нибудь снимать, наклонив камеру, убедитесь, что делаете это осознанно и правильно. В противном случае, это будет выглядеть так, словно вы хотели сделать фото в обычной ориентации, но по ошибке повернули камеру.

    Правило 4: Правильно настраивайте баланс белого

    В большинстве случаев нужно стараться получить снимки с правильной цветовой температурой. Однако, иногда использование неправильной предустановки или внесение корректировок на этапе пост-обработки поможет улучшить цвета, сделать фотографии более интересными и эффектными.

    Например, прохладу зимней сцены можно подчеркнуть с помощью голубых тонов. А оранжевые и жёлтые оттенки сделают осенние пейзажи более тёплыми.

    Правило 5: Не задирайте ISO

    Для получения чистых и резких снимков, как правило, необходимо использовать минимально возможное значение ISO. Современные камеры неплохо справляются с более высокими уровнями ISO, избавляясь от шума на снимках. Но если ваша камера не может похвастаться хорошей производительностью на высоких ISO — не расстраивайтесь, а попробуйте снимать зернистые фото.

    Фотографии с некоторым количеством цифрового шума можно преобразовать в чёрно-белые снимки, на которых будет заметно зерно. Такой способ может вдохнуть жизнь, например, в скучные пейзажные снимки.

    Правило 6: Избавляйтесь от нерезких снимков

    Фотографии не в фокусе выглядят более мечтательно. Для получения такого эффекта потребуется широкая диафрагма и фокусировка вручную, чтобы объектив не фокусировался на чём-то в кадре.

    Снимок должен получиться расфокусированным ровно настолько, чтобы он выглядел так, как будто вы сделали это намеренно. При этом нужно сохранить столько деталей, чтобы сделать сцену узнаваемой.

    Ещё вариант — размыть основной объект съёмки, а передний или задний план сделать в фокусе. Более профессиональный вариант — сделать портрет с мягким фокусом.

    Правило 7: Не перемещайте камеру во время съёмки

    Правило «старайтесь, чтобы ваша камера оставалась неподвижной, насколько это возможно» применяется только тогда, когда вы не собираетесь делать сильный абстрактный снимок, полный энергии и движения.

    Если вы фотографируете движение, машину, мчащуюся по треку, или танцоров, перемещение камеры во время съёмки добавит немного размытия, способного усилить ощущение скорости и динамики. Если при этом часть кадра получится немного более резкой, чем остальная часть кадра, то зритель получит точку фокусировки.

    Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
    Поделиться новостью в соцсетях